Эксперимент
родился внезапно. Сидя битый час за так называемым круглым столом, где умные
литературоведы, писатели и даже философы страстно клеймили упадок нравов, я
заскучал. А потому взял микрофон и по очереди каждому задал вопрос: «Почему
нельзя убивать?»
Главная драма современной культуры
заключается не в засилье жестокости и разврата, а в засилье пошлости
Сегодня
только ленивый не возмущается засильем зла в литературе и особенно на
телеэкране – предполагается, что изображение порока в искусстве провоцирует
порок в реальной жизни. И наоборот – изображение добродетели на бумаге и на
экране будет формировать добродетель в реальности. А потому от Москвы до самых
до окраин если даже не произносится, то всё равно слышится приказ по армии
искусств: создайте положительного героя!
Культура |
Просмотров: 1717 |
Author: Александр МЕЛИХОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |
Добавил: inductor1 |
Дата: 13.02.2010
| Рейтинг: 5.0/2
Если
между людьми существуют границы, секс не принесет им удовольствия. О каком
удовольствии может идти речь, если в глубине подсознания таится недоверие,
страх и тревога? Нужно сблизиться с человеком психологически. Под этим очень
часто подразумевают «узнать его получше» (и столь же часто понимают под этим
секс), но это не совсем верно.
Люди ни с
кем так самозабвенно не упражняются в искусстве делать больно, как со своими близкими.
«Сражение всерьёз», — сказал как-то об этом писатель Мартин Вальзер, и тут же
поправился: «Нет, нет, операция... Два хирурга непрерывно оперируют друг друга.
Без наркоза. И непрерывно. И всё лучше узнают, как сделать побольнее»...
Проблема рака приобрела
широкомасштабные размеры в современном обществе. Для начала мы рассмотрим причины
этого недуга, который сегодня поразил очень многих людей. Кто-то из них ищет выход из
этой ситуации, а кто-то безнадежно принял ее и
переносит страдания без надеждына излечение. ...
ОБЩЕСТВО |
Просмотров: 1233 |
Author: Евгений Вернер |
Добавил: inductor1 |
Дата: 13.08.2009
| Рейтинг: 5.0/1
В статье просто и доступно
говорится о нравственных критериях, которые должны лечь в основу современной
науки. Построение будущего невозможно без расширения представлений о структуре,
происхождении, путях развития нашего мира. Именно науке предстоит сыграть
важнейшую роль в расширении этих представлений. Стремительно возрастающие
возможности науки сегодня становятся все более чреваты экспансией зла,
использованием научных открытий в антигуманных, античеловечных целях, поэтому четкая
расстановка ценностных ориентиров представляет собой вторую, не менее важную
ипостась, без которой невозможно движение в будущее. На Востоке эту проблему обозначили
гораздо раньше, соотнеся «расширение сознания с воспитанием сердца».
Мир сегодня переживает некий «фазовый переход». Он на
переломе. Предельно сжалось время, изменился его масштаб. Последствия –
неожиданны. Формы дальнейшего развития – труднопредсказуемы...
Такое мнение высказал доктор
физико-математических наук, профессор СЕРГЕЙ КАПИЦА.
(Публикуется в сокращении)
Культура |
Просмотров: 2749 |
Author: Владимир Кючарьянц |
Добавил: inductor1 |
Дата: 02.07.2009
| Рейтинг: 0.0/0
Материал из
серии статей «Россия и СССР» в «Блоге разнузданного гуманизма».
Эта статья не о
том, как было хорошо с культурой в СССР и как стало плохо в РФ. Это о том, как
вместе с водой выплеснули и ребенка, о том, как иллюзия дистанцирования от
любых ценностей приводит к ценностям самым низким, а свобода выбора
оборачивается свободой «пилить бабки», «грамотно потреблять» и «мозаично
мыслить».
Жизнь
полна ситуаций, где мы испытываем чувство обиды. Какова ее природа? В чем вред
обиды? Что делать, когда тебя обидели?
Древние
не зря сравнивали обиду со скрытым нарывом, который ослабляет силы, является
источником заболеваний, содержит духовный яд. Обида как раковая клетка забирает
жизненную энергию организма. Чувствуя обиду, человек как бы привязывает себя к ней,
замораживает мышление, лишает его подвижности. Давно сказано — «Не велика честь
насадить сад обид!»
Тем
не менее, помогая излить накопившуюся обиду, мы разряжаем ее негативную
энергию, способствуем решению внутренних проблем человека. «Часто, именно,
истечение яда освобождает человека для нового пути».
...в духовной
сфере не может быть рынка, если мы собираемся воспитывать людей, распространять
знания, рассказывать о своей истории. Один из участников круглого стола вспоминает слова бывшего президента
Франции Жака Ширака: «Культура – это не товар!» У нас же считают, что культура,
литература – товар, да ещё и второсортный».
Записки Станислава Говорухина – это мозаика событий,
мыслей, оценок через призму очевидца и
современника. Как и у каждого человека, они достаточно личностны. Но тем и
интереснее. Воспоминания, многолетние наблюдения, размышления, содержат и трезвые
оценки и человеческую боль. Хотя заметки посвящены как бы проблемам современного
кинематографе, тем не менее, их диапазон гораздо шире. Речь идет о значении
книги, о роли идеологии, о непреходящей значимости нравственности.
Два
миллиона долларов, потраченные на Московскую международную выставку
современного искусства, до сих пор многим не дают покоя: стоило ли вбухивать
такие средства в демонстрацию голого человека с красным флагом, к ногам которого
прильнули в половом возбуждении две собаки (называется эта композиция “Русское
затмение-1”). Или в показ миру картины “Русское. Курочка Ряба”, где за столом —
дед, бабка и внучка, сидящие под иконой в красном углу и умилительно взирающие
на раскоряченного в потугах бульдога — он снес золотое яичко…
Нечасто встретишь сегодня статью о потребителськой
идеологии , тем более описывающую его неприглядные стороны. Хотя, читая этот
материал, как-то рассчитывал на более основательный и глубокий вывод. Главная
проблема в том, что акцент все-таки делается на «культуре потребительства» и как-то
неубедительно говорится об уродливости самого этого явления. Работа по
«пробуждению сознания», которая ведется в Еврокомиссии пока как-то не очень
впечатляет. Тем не менее, вывод делается правильный – «пересмотр стиля жизни –
единственный путь к выживанию».
«Если в ХIХ
веке "умер Бог", то в ХХ веке "умер человек"». Таков итог
двух предшествующих столетий по утверждению известного французского философа и
историка Мишеля Фуко. Кто же станет спорить с мнением теоретика французской
культуры? Минувший век действительно положил начало процессам, которые многими
воспринимаются как пролог всемирно-исторической катастрофы. (Где-то прочитал
утверждение социологов, что современные люди подсознательно ждут конца света,
как освобождения от нескончаемой гонки технического прогресса…) Особенно ярко
эти процессы заявили о себе в культурном поле России.
Когда в одной из школ Нижнего Новгорода вдруг
запретили движение эмо, моментально возникли ассоциации с советским прошлым.
Что же на самом деле так пугает взрослых в идеологии эмо-кидов? Это движение на
слуху и на виду. Всё чаще в толпе мелькают чёрные одежды и чёрные, с
проблесками розового, локоны. Многие считают чёрно-розовых детей потенциальными
самоубийцами. Познакомиться с этими ребятами поближе мы
попросили их ровесницу – второкурсницу факультета журналистики МГУ.
... Я не сделаю открытия, сказав, что литература – это единственный предмет,
который ответствен за состояние души, её экологию (сейчас это злободневно),
нравственность, духовность, назовите как хотите. Ни на одном уроке, кроме
литературы, не ставятся вопросы чести, добра, справедливости, милосердия,
духовности, патриотизма, способов достижения цели, правды, лжи. Вы поняли, о
чём это я? Да, о нравственности.
Аквариум был средним по величине. Не таким
огромным, чтобы обходить его, вдавливаясь в стену, но и не таким маленьким,
чтобы неловким движением руки смахнуть на пол. ...
Люди стали обманывать друг друга гораздо чаще, чем десять лет назад, причем во всех сферах жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования международной компании GfK Custom Research, которая провела опросы в 19 странах, включая Россию. Эксперты объясняют желание обманывать выбором, стоящим перед людьми в потребительском обществе: остаться честным неудачником или достичь материального успеха любой ценой.
Листаю в Интернете страницы женских форумов. Истории о насилии над женщинами, рассказанные самими женщинами. Насильники – не только маньяки, как принято считать, их-то как раз немного на свете. Насильники – знакомые, бой-френды, мужья. И белеют костяшки пальцев, сжимающие «мышку». И пересказать нельзя, цитировать полностью невозможно: нет слов. Долгие годы молчания на эти темы привели к тому, что для описания нормального секса или сексуального насилия не выработан нормальный язык: есть или чудовищный язык милицейских протоколов, или медицинский воляпюк, или мат. «Грязное», коим и считалась сексуальная жизнь на протяжении долгого времени, достойно только такого языка, да. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.