«Если в ХIХ веке "умер Бог", то в ХХ
веке "умер человек"». Таков итог двух предшествующих столетий по
утверждению известного французского философа и историка Мишеля Фуко. Кто же
станет спорить с мнением теоретика французской культуры? Минувший век
действительно положил начало процессам, которые многими воспринимаются как
пролог всемирно-исторической катастрофы. (Где-то прочитал утверждение
социологов, что современные люди подсознательно ждут конца света, как
освобождения от нескончаемой гонки технического прогресса…) Особенно ярко эти
процессы заявили о себе в культурном поле России.
Рыночная идеология уже прочно
вошла не только в деловые и партнерские отношения, она стала кровью и плотью
межличностных, семейных, дружеских отношений.Как только с души была снята ее «обязанность трудиться», люди, все
дружно, стали жить не применительно к совести, как главной человеческой
ценности, а «применительно к подлости» (привет от классика!). Применительно к базарно-рыночным
ценностям, то бишь! А какие там ценности? Объяснять не стоит! Все просто, как
медный пятак. К тому же, оказался нарушен важнейший для русского человека
постулат, одно из его краеугольных убеждений: «Главное чувство присущее
русскому человеку – чувство справедливости». В этом Достоевский, да и не только
он, был, несомненно, прав.
Бытие и быт
Сегодня тенденция к упрощению
(читай к деградации) проявляется во всем, начиная с образования, где все
примитивнее становится учебная программа. Увеличение количества информации для
механического усвоения снижает качество ее восприятия, вследствие чего падает и
познавательный интерес ребенка, (не говоря уже о полной утрате принципа
воспитывать в первую очередь человека, и только потом интеллектуально развитую
личность), до пугающего упрощения отношений между людьми. Вследствие снижения
роли гуманитарных предметов воспитание человека подменяется формированием
эрудированного специалиста.
В прежние времена было в ходу
такое не очень симпатичное слово – индивидуализм (см. «атомизация»). Сегодня
это явление стало стилем жизни, своеобразной общественной идеологией,
наложенной, к тому же, на далекий от западных аналогов уровень цивилизованности
российского человека.
Это может говорить лишь о том,
что теперь мы живем в обществе, забывшем о смысле своего бытия, о главных
ценностях жизни. Если вообще понимаем, что скрывается за термином – бытие(«Бытие и быт» – чем не тема для диссертации
современного ученого?).
Последний
резервуар духовности
Проснувшись в одно не очень
прекрасное утро, мы (а точнее очень немногие из нас) обнаружили, что все
человеческие ценности – наш главный золотой резерв, как по мановению волшебной
палочки, стал старым и никому не нужным хламом. Произошел нравственный дефолт,
превративший богатейшие морально-нравственные накопления человека в нелепый и
смешной анахронизм, в некий позорный артефакт, о котором и говорить стало не то
что неловко, а просто неприлично. Как могло такое произойти с обществом,
которое благодаря этим самым ценностям победило фашизм, которое, благодаря им
же, сформировалось в уникальную нацию, представлявшую, по словам Леонида
Леонова, «последний резервуар духовности на планете»? Или часы пробили полночь,
и чары доброй Феи пропали? Карета вновь стала тыквой, великолепные кони
превратились в серых мышей, а королева – в Золушку?
У Золушки, к счастью, осталось
прекрасное и доброе сердце, несмотря на то, что вместо изысканных нарядов она
вновь оказалась в простом крестьянском платье… А что вместо него осталось у
персонажей нашей истории?
Пережили голод, переживем и изобилие
С этого места начинается иное
прочтение этой печальной истории. В нашем случае явилась волшебная палочка не
доброй Феи, а злого волшебника, и в людях проявилось все самое дурное. На
память приходит знакомое выражение, бытовавшее в те далекие (но уже не
сказочные) времена, когда общество семимильными шагами шло к своему
коммунистическому завтра. «Пережили голод, переживем и изобилие», говорили
тогда с иронией. Однако ирония вскоре превратилась в кривую гримасу, что же
касается до испытания изобилием, то рассуждения на эту тему скорее трагичны,
чем ироничны. Те, кто его обрел, заплатили за это, пожалуй, самую высокую цену.
Слова из Библии «Что толку, если приобретешь весь мир, а душе своей повредишь»,
как нельзя лучше иллюстрируют происходящее сегодня. Каждый, причастившийся этим
изобилием, может самостоятельно оценить плату за это.
Голод голоду рознь
Значительная часть населения,
особенно сельского, живет сегодня на грани черты бедности или за ее пределами. Но
голод, который наши отцы и деды пережили в послевоенное время, очень сильно
отличается от голода, сегодняшнего. Тогда у страны и у людей ее населявших,
были общие трудности и общие беды. Коллективная энергия общества, несмотря на
серьезные издержки того времени, была в основном единой и целостной, она
помогала преодолевать многое. Сегодня общество ориентировано на иные ценности,
нравственное поле разрушено, коллективная энергия перестала существовать как
явление.
Разбит – но не побежден, повержен – но не
сломлен
Самым поразительным является
полное отсутствие понимания всей трагичности перемен, произошедших в сознании
общества. Необратимая деформация духовных структур человека, замена подлинных
ценностей ложными были приняты как вполне логичное следствие произошедших
перемен.Чужеродные жизненные постулаты
с быстротой необыкновенной стали восприниматься как свои. Такое моральное
харакири свидетельствовало об отсутствии нравственного иммунитета, о начале необратимой
духовной деградации человека. На всем этом лежала печать манкурта, добровольно
отрекшегося от того, что делало его человеком, Ивана, не помнящего своего
родства и отторгающего его.
Страна пассионариев, бывшая
некогда ведущей духовной державой планеты, превращалась в страну моральных
конформистов, культурных пигмеев, нравственно неполноценных людей. Но надежда,
тем не менее, никогда не оставляла русского человека, как никому другому ему
свойственен исторический оптимизм: “он может быть разбит – но не побежден,
повержен – но не сломлен”.
Мы наш, мы новый мир построим…
На сегодняшний день налицо
тотальный проигрыш циникам и коррумпированным негодяям. Мы и не думаем давать
им отпор, напротив, как и раньше, вприпрыжку, бежим за подделками, суррогатом и
эрзац продукцией поставляемой из выгребных ям западной «культурной помойки». В
советское время мы достаточно явственно ощущали энергию сопротивления цензуре,
коммунистической власти, режиму и пр. Почему сегодня не возникает сопротивления
пошлости, разнузданности, безнравственности?
Скорей всего потому, что разрушена
основа, уверенно стоя на которой, можно было противостоять низкому и порочному.
Когда пришло время испытать ее (эту основу) на прочность, на верность людей тем
идеалам, которые формулировались на трибунах, в редакторских кабинетах, за
письменными столами уютных квартир, в передовицах центральных газет, она
оказалась не более чем блефом, фигурой пропаганды того времени, своеобразной
идеологической «фанерой».
В итоге – ценностный фундамент
«испарился», погрузился в небытие, настала, так называемая, нравственная пралайя.
Мир летит в пропасть, а человек, будучи его частью, пребывает в состоянии
моральной невесомости. Большей частью населения потеряны представления о том,
где верх, где низ, что можно, а что нельзя. Презумпция вседозволенности стала
троянским конем безнравственности (все можно, что не запрещено буквой закона,
да и это можно тоже). В обществе до сих пор доминирует «свобода от», в то время
как нет представления о том, что такое «свобода для».
Главные устои сегодняшней жизни
формирует рынок и адепты его идеологии. Слова: «Мы наш, мы новый мир построим,
кто был ничем, тот станет всем» приобретают в этом контексте не совсем
привычный и жутковатый смысл. Последует ли вслед за этим периодом помрачения
общественного рассудка заря новой культурной манвантары?
Духовно-нравственный апокалипсис – что дальше?
Несколько десятилетий назад
мировое сообщество было достаточно сильно озабочено угрозой третьей мировой
войны. Сегодня градус остроты проблемы значительно понижен. Тем не менее,
ядерный гриб духовного апокалипсиса уже накрыл огромные ареалы культурного
пространства планеты, и не за горами та самая ядерная (читай
духовно-нравственная) зима, за которой уже не последует ни весна, ни лето.
Будут ли здесь победители и побежденные? Если побежденными окажемся мы все, то победителей
в этой ситуации не может быть по умолчанию.
Черт и праведник
Время от времени в различных СМИ
происходят попытки анализа происходящего, слышны отдельные возмущенные голоса,
по поводу культурно-нравственного беспредела. Но никакого впечатления ни на сам
«процесс», ни на его движущие силы все эти сюжеты не оказывают. Причина –
духовная беспомощность, борьба амбиций, нежелание поступиться частным во имя
общего. Этот конформизм «просвечивает» в статьях такого толка и лишает их
необходимой позитивной силы, которая только и может дать какие-то ощутимые
результаты.
Здесь вспоминается притча о
черте, переодевшимся священником и читающим проповеди прихожанам.Когда проходивший мимо праведник, увидел его
истинный облик и спросил, зачем он это делает, черт ответил, что читалпроповеди без
сердца и поэтому прихожане не будут следовать его наставлениям. Так и в
нашем случае. Все написанное от ума, во что человек сам глубоко и искренне не
верит, что не пронизано энергиями его сердца, никак не влияет на происходящее.
Именно поэтому, с виду профессиональные и грамотные статьи оставляют ощущение
написанных мимо, в них нет того главного, что затрагивало бы нерв жизни, ее
главную суть, становясь побудительной силой делать мир лучше, наполнять души
людей доброй и действенной силой.
Наш национальный дефект
О каких культурно-исторических
ценностях вообще можно говорить, если интеллигенция – олицетворение цвета нации
– до сих пор деморализована, разобщена и не может смотреть дальше своих цеховых
и личных пристрастий, если культурная элита нации перестала быть выразителем
общенациональных интересов. Став заложниками рыночного «нового» мира, они уже
не понимают (бояться понимать) куда движется сегодняшнее общество, им чуждо чувство ответственности перед людьми.
Занятые собственными проблемами, они уже давно не способны ставить продуманные
и грамотно просчитанные задачи культурно-нравственного развития, создавать
глобальную целеполагаемую перспективу их решения.
Интеллигенция, которая всегда
была верным стражем общечеловеческих интересов, нравственным поводырем
заблудших душ, которая, в силу своего положения, была обязана грудью встать на
защиту основных (а по сути самых элементарных) моральных норм, препятствующих
нравственному вырождению и духовному развращению людей, оказалась не готовой
постоять за главные ценности человека. Отсутствие морально-нравственной силы,
мужественности, апатичность, духовная вялость дискредитировали ее и привели к
полной общественной несостоятельности.
Возможно, был прав Н.Бердяев, когда
писал в «Миросозерцании Достоевского», что «русским не хватает характера, это
должно быть признано нашим национальным дефектом. Выработка нравственного
характера, выработка духовной мужественности – наша главная жизненная задача».
Они нас предали
А что собственно требовалось от
творческой элиты? Требовалось не согласиться с происходящими в обществе процессами
разрушения человека, унижением и циничным уничтожением святых для него вещей…
Только сделать это требовалось всем вместе, позабыв во имя главного о распрях,
взаимных обидах, личных предпочтениях… Какие-то писательские организации,
творческие Союзы, общественные организации – хоть кто-то сделал попытку
проанализировать создавшуюся в обществе ситуацию с точки зрения набирающих силу
процессов расчеловечивания, дегуманизации, моральной деформации главных
общественных морально-этических норм, выступили со своими заявлениями, со своим
отношением к происходящим процессам?
На что можно рассчитывать, когда
видишь, как «самая думающая» часть общества, согласившись с той нравственной
катастрофой, которую мы пережили (и переживаем сейчас), приняла новые условия
игры, условия, противоестественные для человека со здоровой психикой.
Рассчитывать не на кого, кроме
как на самих себя и тех, кто еще остался нравственно адекватным. «Самые
думающие» не поняли главного. Они не ощутили, что, по сути, предали человека,
предали его, как главную и единственную ценность. В данном случае уже не имеет
значения, в силу каких причин это было сделано. Толи в силу того, что «самые просвещенные»
оказались просто слабаками, то ли потому, что все время жили иллюзиями и
примитивным самообманом, то ли потому, что те ценности, о которых они в свое
время громогласно заявляли, никогда для них таковыми не были… (можно продолжить
по принадлежности).
Сделав это как-то буднично, в череде своих
текущих дел, они до сих пор не осознали, что произошло, да и вряд ли осознают,
судя по тем тенденциям, которые мы видим. Все обсуждения сегодняшних проблем,
какими бы насущными они не выглядели, это не более чем частные вопросы, никак
не влияющие на ход главных культурообразующих процессов, которые в основе своей
безнравственны, содержат дестркутивное, разрушительное, по отношению к
человеку, начало.
Дайте мне точку опоры и я переверну мир!
Может быть, поэтому подавляющее
большинство граждан нашей страны видят главную причину многих сегодняшних
проблем в отсутствии финансовых средств. Куда не кинь, везде не хватает денег.
Из этого делается вывод: общий знаменатель всех наших бед – деньги, а точнее,
их отсутствие. Неужели в этом корень всех несчастий?
Конечно, нет! Существует более
сильный фактор, без которого не может произойти ни одно событие. Этот фактор –
сам человек. Он всегда был, есть и будет мерой всех вещей, каким бы трюизмом
эти слова не казались.
Нехватка денег – это
действительно тупик. Человек – не может быть тупиком. Его ресурс неисчерпаем.
Чтобы изменить ситуацию в обществе надо определиться в главном, т.е. найти
основную точку приложения общественных сил, которая качественно изменит
ситуацию. Вспомним великого Архимеда: «Дайте мне точку опоры и я переверну
мир».
Не испытывайте людей на глупость – испытывайте на ум
В современном обществе
отсутствует понимание главной проблемы состоящей в том, что любые реформы,
социальные, экономические, политические, не затрагивающие природу человека, его
внутренний мир, его ценностные приоритеты, не могут что-либо изменить в
принципе. В основе всех самых радикальных преобразований, находится человек. Он
– основа успеха или неудач, он и его внутренняя, глубинная суть, его нравственные
ценности должны быть самым первым объектом любых реформ.
Понимание этой важнейшей задачи
должно быть осмыслено концептуально. Сама постановка этой проблемы уже была бы
большой победой в правильном подходе к решению вопроса (вспомним, что правильно
сформулированная задача уже содержит в себе 50 процентов ее решения).
В этой связи вспоминается эпоха
Горбачевской оттепели, когда общество испытывалось не рыночными ценностями, а
теми положительными тенденциями, которые пробуждали в человеке его лучшие
качества. Страна находилась на подъеме, в социальные процессы, общественную
жизнь была привнесена позитивная составляющая. Это особенно ощущается сегодня,
когда такая составляющая изъята.
Не стоит село без праведника
Тенденция роста кланов сытых и
богатых с одной стороныи бедных и
бесправных – с другой печальный факт сегодняшней жизни. Эти процессы, как
всегда, идут при оглушительном молчании тех самых «властителей дум». Правда,
время от времени, как уже говорилось, мы слышим их озабоченные размышления, по TV проходят различные
околокультурные шоу, но за всем этим ощущается духовная немощь, отсутствие
подлинной боли, неспособность решать проблему в принципе.
«Не стоит село без праведника» говорит русская
пословица – так и страна не выстоит без нравственного столпа. Но какое из
известных сегодня общественности имен отличается незапятнанной репутацией,
личным благородством, высоким нравственным авторитетом, безукоризненной
порядочностью, внутренним достоинством, абсолютной неподкупностью, уважением
миллионов граждан? Где те выразители национальной совести народа, какими были
Д.С.Лихачев, А.Д.Сахаров, А.Солженицын, готовые (и способные) взять на себя ответственность
за человека и его будущее?
Любопытная закономерность
Современные процессы имеют одну
общую и пока трудно объяснимую закономерность. Начинавшиеся на волне народного
энтузиазма, под лозунгами национального возрождения, декларирующие высокие цели
и общечеловеческие ценности, они каким-то непостижимым образом меняли свой
знакна противоположный, становились
источником, раскрывающим в человеке все худшее.
Это касается практически всех
стран вышедших из состава СССР, включая и саму Россию. Вот уж поистине –
революцию начинают интеллектуалы, осуществляют фанатики, а пользуются плодами
негодяи.
Патриотизм,
как национальная идея
Какое то
время назад в обществе проводилась линия на возрождение патриотических чувств, делались
попытки сформулировать патриотическую идею, как основу духовной жизни общества,
придать ей статус национальной идеи. Однако эта попытка пока не получила
развития.
Патриотизм –
явление сложное. В его основе лежит чувство исторической, национальной,
культурной принадлежности к Родине, гордость за свою страну, будь то искусство
или сфера спорта, научная область или успехи в освоении космического
пространства… Может ли россиянин испытывать такую гордость за свою страну
сегодня? Можно ли гордиться государством, выборные органы которого состоят из
«народных избранников», заботящихся, исключительно о своем личном благе,
которые и не помышляют разделить со своим народом его тяготы и беды.
Патриотическое чувство вряд ли может утвердиться в обществе, где чиновники коррумпированы,
ценности извращенны, где царствует культ денег, ставший альфой и омегой современной
жизни.
Именно поэтому можно говорить лишь о том патриотическом
чувстве, которое связывает человека с историей его страны, с культурой, с
духовными сокровищами, накопленными предшествующими поколениями, с
духовно-нравственными традициями, с философской и религиозной мыслью,
составляющими главные опоры нации. Лишь такой патриотизм имеет
право на существование, и лишь такие чувства способны стать нравственным
каркасом, сплачивающим общество. Патриотизм, уходящий своими корнями в
культурно-историческое пространство нации – это единственная возможность
избежать утраты национальной самоидентификации, сохранив при этом свой
неповторимый культурно-нравственный опыт. Только он, взятый во всей своей
целостности, предотвратит развитие националистических чувств с одной стороны, и
поможет избежать космополитических тенденций с другой.
Но для этого
необходимо воссоздать то самое культурное пространство, вне которого говорить о
патриотических чувствах не только бессмысленно, но и кощунственно.
Культура, как самоорганизующаяся система духа
Значение
культуры не ограничивается исключительно ее гуманитарным значением. Ее роль,
как уникального историко-планетарного явления, без которого невозможно
решение ни одной проблемы: экономической, общественной, социальной, становится
все более понятной. Существует обширная область исследований, которая отводит
культуре, как многозначному планетарному явлению, определяющую роль в историко-эволюционном
развитии человеческого сообщества. Не случайно в последнее время все чаще
встречается определение культуры, как самоорганизующейся системы духа.
Синергетика, которая сегодня представляет собой системообразующее ядро
научной картины мира, находясь на пересечении предметного знания, философских
подходов и моделирования, дает определенный ключ к осмыслению этих процессов.
Заслуживают более пристального внимания и те современные
исследования, которые формируют более целостное представление об эволюции нашей
планеты и Космоса. Согласно их результатам Земля в настоящее время проходит
критический отрезок своей истории. Современный период – это, по сути,
ступень исторической судьбы человечества.
Главная ее
особенность – необходимость повышения общей энергетики планеты. Труды восточных
философов, современные научные разработки, прогнозы различных областей знания,
говорят о высоких космических энергиях, которые, приближаясь к Земле, должны
быть ею ассимилированы. Это может произойти лишь при повышения общего духовно-нравственного
потенциала планеты. Такое поле создается культурой, которая формирует
высокие образы, мысли, чувства. Люди – носители этих образов – становятся
источниками более высокой энергетики, а совокупное значение всего поля тем
значительнее, чем больше сознаний, в которых есть место высокому,
нравственному, духовно значимому.
Если этого не произойдет и культурное поле планеты не
изменится качественно – нас ожидают невеселые времена катастроф, разгула
стихий, техногенных, природных и прочих бедствий. Такие тенденции видны
сегодня, что называется, невооруженным глазом. Однако, то ли наша беспечность,
то ли узость мышления, то ли фантастичность сюжета, чрезмерная для обыденного
сознания, не позволяют трезво и объективно проанализировать происходящее. Тем
не менее, у законов управляющих миром, есть одно характерное свойство – они
незыблемы и непреложны. И какими бы иллюзиями мы себя не тешили, какие бы
аргументы о пользе тех или иных реформ (а по сути не более, чем «карманных
преобразований») не приводили, законы вряд ли примут их в расчет. На то они и
законы.
Энергетическое сердце культурно-исторического процесса
Сегодня понимание новой роли культуры, как
энергетического сердца культурно-исторического процесса, медленно, но
неотвратимо начинает занимать положенное ему место в сознании наиболее
просвещенной части общества. Настало время, когда из явления достаточно
абстрактного культура становится понятием чрезвычайно практичным. Из
категории второстепенной она переходит в разряд проблем не только национальной,
но и глобальной планетарной безопасности.
Обществу нужна ясная, мощная, концепция его дальнейшего
развития. Вне культуры, вне нравственного поля такое развитие не имеет
будущего. Самая простейшая экстраполяция сегодняшних тенденций свидетельствует
о нарастании непредсказуемых и пагубных процессов, избежать которые можно
только через культуру,
благодаря культуре, делая культуру нашей опорой, защитой, нашей
путеводной звездой. В культурном
пространстве формируются такие глубинные, фундаментальные механизмы эволюции
человечества, которые, невидимыми, но мощнейшими рычагами управляют меняющимися
экономическими, политическими, социальными процессами. Игнорирование этих
постулатов равноценно нарушению основополагающих законов природы.
Изменим себя – изменим мир
Что же нам делать?
Первое – это осознание простой мысли: за нас никто эту
проблему не решит! Существует гениальная формула: «Меняя себя – меняем мир».
Вспомним Махатму Ганди и его ненасильственное сопротивление английским
колонизаторам. Все индийское население перестало воспринимать английскую часть
жителей Индии. Они перестали для них существовать. Вспомним Дмитрия Сергеевича
Лихачева. Отвечая на вопрос, как он, пройдя через весь ужас тюрем и лагерей,
смог остаться высококультурным и интеллигентным человеком, он ответил: «Я
просто не пустил это внутрь!»
Второе. Необходимо в корне пересмотреть комплекс «бедного
интеллигента», который не стал миллионером через продажу своей души. На
известную присказку: «Если ты такой умный, то почему не богатый?», так и
хочется ответить: «Потому и не богатый, что знаю цену этому богатству».
Третье. Пора изменить отношение к наличию в себе
таких человеческих качеств, как совесть, благородство, взаимопомощь… Именно они
главный признак отличающий человека в подлинном значении этого слова от
морально неадекватных граждан и «новых русских мещан».
Четвертое. Учитывая вышесказанное, следует понять
что, человек, сохранивший в себе высокие нравственные начала – не
второсортная личность, не лузер и неудачник, а тот, кто на голову выше всех,
так называемых «новых», во всем разнообразии их видов и форм.
Пятое. Опираясь на общечеловеческие ценности, занимать
активную жизненную позицию.
Шестое. Видеть эти качества в других людях и всеми силами
их поддерживать
Седьмое. Способствовать любым начинаниям и проектам,
возвращающим эти ценности в наш обиход, в общественный и научный оборот, в нашу
культурную жизнь.