Преподавая русский язык –
даже в нынешнем, урезанном для ЕГЭ виде, – иногда чувствуешь себя хранителем
каких-то тайных знаний, авгуром или членом масонской ложи. Нынешние
одиннадцатиклассники не знают слов «косный», «дилетант», «наперсник», не знают,
кто написал «Однажды, в студёную зимнюю пору…» и скоро не смогут читать Пушкина
без перевода.
Вот говорят, что английский – это язык действия, а русский – «язык разговоров о
будущем». Имеются в виду, очевидно, беседы о Царстве Божием на земле,
философские дискуссии, великие стихи… Да, русский намного меньше английского
годится на роль языка предпринимателей, «реальных политиков», организаторов
производства. Потому мы так легко уступили эту сферу английскому и впустили в
свой язык менеджеров, бизнесменов, маркетологов и т.д. Зато русский больше
подходит для того, чтобы ставить проблемы и обсуждать «проклятые вопросы». Ну
так и надо использовать его по назначению!
Я преподаю русский язык на подготовительных курсах. Одна очаровательная
девочка, сдававшая в школе пробный ЕГЭ, рассказывает мне: «Нам учительница
говорит: вы лучше не спорьте, соглашайтесь с автором текста и подтверждайте его
мнение своими примерами. А я не могу подтверждать, я же не согласна!» – «С чем
же ты не согласна?» – «А автор пишет, что обязательно надо искать смысл жизни.
А зачем? Во-первых, в нашем возрасте его всё равно не найдёшь, а во-вторых,
может, если найдёшь, тебе жить будет только труднее, это будет твой крест!»
Такая вот умница.
Я давно окончила школу, но не двести лет назад. В моё не такое уж незапамятное
время вопрос – зачем искать смысл жизни – как-то не возникал. Надо, считали мы,
его искать, и всё тут! А потому, что мы читали книги. Русскую классическую
литературу, в которой без смысла счастья не было. «В чём смысл жизни?» – это
как пароль, по которому ты сразу узнаешь русского героя… И самому тоже хочется
его отыскать, смысл этот. Иначе как-то скучно становится.
А сейчас девочки читают глянцевые журналы, где говорится, что, чтобы хорошо
выглядеть, надо соблюдать диету и побольше заниматься сексом. Я не против диет,
но ведь есть и другие проблемы, тоже важные.
Мы старательно воспитываем людей, которым смысл в жизни не нужен. И они, хоть и
говорят по-русски (довольно плохо, надо признать), но выпадают из Русского
мира. У них менталитет меняется. Вера в осмысленность жизни – это и вера в
Бога, и работа над собственной душой, и возможность не потонуть в соблазнах
мира потребления… Это – граница, обозначающая нашу территорию.
Недавнее исследование выявило, что в начальной школе русские школьники читают
лучше всех своих зарубежных сверстников. Но уже к 15 годам эти навыки
совершенно исчезают. Ничего удивительного – ведь в начальной школе у нас
развиваются разнообразные творческие методики, а в средней идёт натаскивание к
экзаменам. Литература фактически отменена, по ней нет обязательного экзамена, а
значит, нет необходимости читать и понимать русскую классику. А ведь когда человек
читает «Мцыри», или «Цыганы», или «Отцы и дети», он под влиянием образов
великой литературы обнаруживает в себе душу.
Завянем мы, засохнем, растворимся в нефтяных волнах, если в нашем языке
«мерчендайзер» и «топ-менеджмент» возобладают над словами:
Что ты значишь,
скучный шёпот?
Укоризна, или ропот
мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...