Воскресенье, 17.11.2024, 21:31 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Прошлое » ПОКОЛЕНИЕ

«В России царствует жёсткая цензура»

Возраст этого небольшого интервью достаточно приличный, порядка двух лет. Но от этого оно нисколько ни теряет в своей актуальности, лишний раз подтверждая, значение искусства для выживания рода человеческого. По мысли художника Владимира Крылова это  главный инструмент развития духовно-нравственной среды современного общества. Ну а с фразой что «в России царствует самая жёсткая, самая страшная и самая губительная цензура из всех возможных – цензура денег» вряд ли кто-то станет спорить.

Два миллиона долларов, потраченные на Московскую международную выставку современного искусства, до сих пор многим не дают покоя: стоило ли вбухивать такие средства в демонстрацию голого человека с красным флагом, к ногам которого прильнули в половом возбуждении две собаки (называется эта композиция “Русское затмение-1”). Или в показ миру картины “Русское. Курочка Ряба”, где за столом — дед, бабка и внучка, сидящие под иконой в красном углу и умилительно взирающие на раскоряченного в потугах бульдога — он снес золотое яичко…
Михаил Швыдкой, наш главный культуртрегер, утверждает: “…Деньги потрачены для нас значительные. Но мы не должны забывать, что именно новое искусство, сперва кажущееся шокирующим и скандальным, изменяет повседневную жизнь”. Курс революционных преобразований продолжается. Вот и Алексей Пушков, ведущий «Постскриптума», задался вопросами: «Кто финансировал гомосексуальные сюжеты в российской части выставки на последнем Венецианском биеннале? Кто за это отвечает? Я не уверен, что это нужно делать за счет государственного бюджета…»
Итак, искусствоведы утверждают: человек-собака – это проявление высокой культуры, а «простые» зрители таких изысков понять не в силах… Кто же прав? Разобраться в проблеме попытался Владимир Крылов, профессиональный художник, автор книги «Убить искусство». Что побудило его к обратиться теоретическому обоснованию духовного творчества? С этого вопроса началась наша беседа.

- Моя книга написана, в основном, на материале изобразительного искусства. Необъяснимое и уродливое смешение всевозможных, принципиально не совместимых явлений, которое господствует сегодня в этой области, убеждает нас – духовная культура находится в состоянии полнейшего хаоса.
Почему к одной области человеческой деятельности, к искусству, причисляют и квадраты Малевича, и портреты Рембрандта, и обыкновенный стул господина Юккера с вбитыми в него тем же господином гвоздями? Почему художником называют и Микеланджело, расписавшего Сикстинскую капеллу, и авангардиста, намотавшего на большую катушку пять километров белой верёвки?
В состоянии хаоса, скандальных сенсаций, бессовестных финансовых пирамид и раздутых мыльных пузырей ничтожных авторов происходит тотальное, неизбежное и невосполнимое уничтожение духовно-нравственной среды обитания человечества. И это не профессиональный вопрос участников духовного творчества. Это вопрос выживания народа, государства, человеческой цивилизации.

- Но разве авангардное искусство – это не поиски нового, не открытие неведомых горизонтов? Именно на это качество в основном и делают упор его апологеты…
- Искусству в жизни человека отведена особая роль. Искусство – основной инструмент укрепления и развития духовно-нравственной среды обитания. Это феномен, сохраняющий духовность и нравственность. Многие думают, что авангард – продолжение и развитие классического искусства в современных условиях. Но дело в том, что всевозможные «Русские затмения» и новые «Курочки Рябы» направлены на уничтожение фундаментальной тенденции человеческого мышления – продвижения от хаоса к космосу. Цель авангарда зеркально иная - возвращение человека в состояние духовного хаоса.
Человечество либо сохранит себя и свои возможности духовного роста, опираясь на искусство как феномен духовности, либо, понимая искусство как наслаждение, развлечение, эпатаж, элемент комфорта или возможность для получения прибыли превратится в общество сытых и довольных собой человекоподобных физиологических роботов, обречённых на самоуничтожение.
Творчество авторов и теоретиков авангарда ярко, эпатажно, агрессивно заявляет о себе, требует денег и признания. Но по своему смыслу и значению творчество этих сильных и часто очень талантливых людей точнее всего можно сравнить с раковой опухолью. Расселившись в здоровом организме, раковые клетки с аппетитом и азартом уничтожают этот организм и чувствуют себя великолепно. Но они не в состоянии понять, что гибель плоти, на костях которой они сегодня пируют, означает неизбежную гибель их самих, и гибель их потомства. Раковые клетки сильны и предприимчивы, но совершенно лишены способности к самоанализу. Лишены они также самосознания и чувства самосохранения.
Духовный человек способен справиться с самыми страшными катаклизмами, а сытая и благополучная физиологическая тварь обязательно уничтожит и себя, и человеческую цивилизацию в самых, казалось бы, благополучных и комфортных условиях существования!

- Но не можем же мы законсервировать существующие формы искусства, отказаться от дальнейшего развития? В конце концов, искусство – это не только «прогноз», но и «диагноз»…
- Человечество находится в процессе беспрерывного развития. Искусство исследует и фиксирует вновь и вновь возникающие формы духовных взаимоотношений, поэтому новизна подлинного творчества неизбежна. Это не вопрос новых формальных поисков. Это вопрос глубины духовного исследования автора. Любая форма оправдана, если она позволяет художнику исследовать новые градации человеческих взаимоотношений. Поиски внешних приёмов максимального завлечения и эпатирования публики – пустая трата времени и сил, и они всегда обречены на очень скорое устаревание. Внешние способы привлечения внимания быстро исчерпывают себя и становятся скучными. А вот духовные человеческие взаимоотношения остаются интересными вечно.

- И, тем не менее, авангард всё чаще получает поддержку на самом высоком уровне…
- Да, это так. Недавно известный авангардист Коваль, привязав себя к собачьей будке и сняв штаны, ползал на четвереньках и лаял. Не будем спорить с ним о силе метафоры, которую он, по его словам, предложил зрителю. Но не подлежит сомнению, что перед нами типичный актёрский этюд. Коваль может называть себя актёром, артистом или режиссером, но никак не художником. Печально то, что агрессивный идеологический напор авангардистов оказался столь мощным и беспощадным, что Академия художеств была вынуждена присвоить Ковалю Золотую медаль в области изобразительного искусства.
И это не единичный пример, а уже общая тенденция. Концептуалисты и авангардисты (и их мощное лобби в СМИ и госструктурах) пытаются расширить понятие «искусство» очень доступным, но совершенно некорректным способом. Они занимаются деятельностью, совершенно не связанной с искусством, но продолжают рассуждать об эстетике, художестве и проч. Илья Кабаков, знаменитый концептуалист, в 1984 году создал «произведение искусства», которое называется «Лопата». На чистом планшете нейтрального зеленого цвета была аккуратно закреплена настоящая лопата, а немного ниже несколько листочков машинописного текста. Так что если у вас возникнет желание войти в ряды великих художников-авангардистов современности, вы можете купить в магазине промтоваров грабли, мотыгу, вилы и смело отправляться в выставочный зал. Минимум фантазии и много пиара – «произведение» готово!..
Невиданные деньги, которые «впрыскиваются» в раздувание подобной «культуры» делают авангард занятием модным и прибыльным. Такие же процессы происходят и в литературе, театре, музыке… Мастерство и нравственность – не в цене. Востребованы бесстыдство, напор, энергия. Но это не стихийный процесс, а управляемый. Следовательно, ему надо противопоставить контрпроцесс.

- Что вы имеете в виду?
- Самое сложное и самое простое, как мне кажется, что необходимо сделать немедленно, - это осознать, что основная и решающая борьба за выживание человечества сегодня сосредоточена именно в духовно-нравственной области. Культура – краеугольный камень человеческого общежития.
Основную работу по формированию духовно-нравственной среды обитания выполняют произведения искусства. Но чтобы отделить их от красивых, приятных и удобных подделок или, наоборот, от шокирующих перформансов, необходимо сформулировать само это сложнейшее понятие. Потому что сегодня любой энергичный человек имеет возможность объявить искусством банальную «лопату». В своей книге я попытался в меру сил справиться с этой задачей и дал определение искусства на основе новейших гуманитарных знаний.
И, конечно, нравственная неразбериха очень опасна для тех, кто только вступает во взрослую жизнь. Вот почему необходимо настойчиво, постоянно, воспитывая школьников и студентов, объяснять им истинный смысл, глубинное содержание и направление развития современных тенденций духовного творчества.
И, самое главное, необходима государственная политика, поддерживающая искусство, которое укрепляет и создает духовно-нравственную среду обитания. Настоящее творчество требует многих лет напряжённого труда. Труда, который длительное время не приносит никакой прибыли, но без которого серьёзная духовная работа невозможна. Очевидно, что дизайнер тапочек заработает гораздо больше, чем художник, многие годы работающий над духовным проектом. Необходимо уровнять их шансы, поддержать художника. Тапочки обеспечат вполне сносное существование своего дизайнера и без помощи государства. Рыночная цивилизация западного типа автоматически поддерживает любое рентабельное финансовое предприятие. А духовность и нравственность нерентабельны в процессе конкуренции с эротикой, триллерами и детективами. Рентабельность духовных проектов – вопрос выживания человечества, поэтому их необходимо защищать!
Государство и с помощью законодательства, административных решений должно направлять даже сегодняшние незначительные средства Минкультуры исключительно на созидательное искусство. Самоубийственно финансировать то, что ведет к разрушению человеческого сообщества, к унижению и осмеянию исторических подвигов наших предков. А уж поддерживать «проекты», воспевающее животные инстинкты физиологического человека - не только самоубийственно, но и преступно.

- Но в таком случае мы с вами неизбежно столкнемся с вопросами цензуры…
- Только провокатор или интеллектуальный инвалид может утверждать, что сегодня у нас нет цензуры! В России царствует самая жёсткая, самая страшная и самая губительная цензура из всех возможных – цензура денег. Эта цензура создаёт благоприятную атмосферу для развития детской наркомании, детской проституции, детской порнографии и детского бандитизма! Эта цензура создаёт массовую культуру, которая утверждает – хорошо, красиво и талантливо то, что приносит максимальный доход! Чем больше доход, тем талантливее произведение и его автор! С такими установками страна прекратит своё существование в ближайшие 20 – 30 лет!
Человечество не может прожить без денег. Но деньги должны иметь в жизни общества мощный противовес. Каждый человек, президент, государственный аппарат и каждый из нас в первую очередь должны направлять свои силы на сохранение, укрепление и развитие здоровой духовно-нравственной среды обитания. История показывает: народы, не решившие этих задач, сходят с исторической арены. Их не спасают ни материальные богатства, ни обширность территории, ни комфорт, ни благоприятные условия природной среды.





Источник: http://www.hrono.info/text/2006/kryl0906.html
Категория: ПОКОЛЕНИЕ | Добавил: inductor1 (05.01.2009) | Автор: Лидия Сычева
Просмотров: 1909 | Рейтинг: 5.0 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz