Когда в одной из школ Нижнего Новгорода вдруг
запретили движение эмо, моментально возникли ассоциации с советским прошлым.
Что же на самом деле так пугает взрослых в идеологии эмо-кидов? Это движение на
слуху и на виду. Всё чаще в толпе мелькают чёрные одежды и чёрные, с
проблесками розового, локоны. Многие считают чёрно-розовых детей потенциальными
самоубийцами. Познакомиться с этими ребятами поближе мы
попросили их ровесницу – второкурсницу факультета журналистики МГУ.
ДВА ОБЛИКА ОДНОЙ МЕЧТЫ
Всё началось со звонка друга детства, с которым мы общались в последнее время
очень редко – раз в год-два. А тут: «Слушай, ты ж на журфаке учишься, сестре не
поможешь сочинение написать?» Когда приехал, разговорились, спрашиваю: как
дела, как семья. Отвечает: «Нет у нас семьи. Мать умерла, отец женился на
другой, а сестра – эмо. Вообще человеком быть перестала».
В последнее время я всё чаще слышу негативные реплики в адрес этого
разросшегося модного молодёжного течения. Так кто такие эмо и почему они
вызывают со стороны взрослых куда больше агрессии, чем
панки-рокеры-рэпперы-готы-хиппи, вместе взятые?
Течение пришло к нам с Запада с одноимённым музыкальным направлением,
характеризующимся особой эмоциональностью (подвывания, стоны, крики солистов).
Поклонников стали называть «эмо-кидами» (от англ. kid – ребёнок), или просто
эмо. Стиль эмо отражает яркие эмоции как позитивные, так и негативные,
предполагает открытую демонстрацию чувств и в поведении, и во внешнем облике.
Таков реальный портрет.
Для взрослых же эмо – только суицидальные наклонности, социальная и
психологическая неразвитость, стремление выделиться любой ценой. И такого
мнения придерживаются не только люди старшего поколения. Вот несколько цитат из
популярного ныне молодёжного сайта «В контакте», где нет числа группам под
названиями: «Убей эмо!», «Мы ненавидим эмо больше, чем они сами себя».
«Я хочу поговорить о позёрах и нытиках, в которых превращается современная
молодёжь. Никогда не пойму 20-летнего абсолютно здорового парня, который день
за днём говорит: «Где ты, смерть? Когда ты придёшь?» Мне просто дико смотреть
на это и слышать от здоровенного лба, у которого куча денег и возможностей, как
ему плохо живётся! Подумайте, кому вы такие нужны? Что если ваша любимая
девушка в трудную минуту в надежде на поддержку услышит от вас сопли про ваши
проблемы? Почувствует она себя как за каменной стеной? Или ей придётся самой
решать и свои, и твои проблемы? Недостойно всё это…»
«Что вы вообще пробовали в жизни, чтоб из неё уходить?! Проще всего сказать,
что мир – отвратителен. Но не зная жизни, глупо ненавидеть её».
На мой взгляд, люди, так рассуждающие, не имели непосредственного контакта с
эмо-кидами, рассуждают о них понаслышке и потому односторонне их оценивают. Эмо
далеко не так примитивны…
КАК СПАСТИСЬ ОТ ВЗРОСЛЫХ?
В одном из московских кафе я встретилась с тремя представителями эмо-движения.
Замкнутая, погружённая в себя Наташа (та самая сестра друга детства) – вся в
чёрном, без косметики. Говорит тихо и неохотно, поминутно опуская глаза.
Активно играющий на публику Женя в зауженных брюках, с подведёнными глазами,
эмо-значками и пирсингом. И светловолосый спортивный Антон, которого с его
мольбертом и фотоаппаратом вообще сложно принять за эмо.
Я задаю каждому одни и те же вопросы, но ответы получаю совсем разные.
– Как давно вы стали эмо, что это такое для вас?
Наташа: Два года назад, после смерти мамы. Она соединяла всю нашу семью… Я
пыталась сделать что-то, создать уют, я же одна женщина в семье осталась. Но
брат с отцом считают меня ребёнком, всё решают за меня, даже в какой институт
поступать. Вечером за чаем разговоры о работе и деньгах. Мне противно. Я не
могу жить среди бездушных машин, мне воздуха не хватает… Эмо для меня – способ
забыться.
Женя: Кому я нужен в этой жизни? Предки – сами по себе, ровесники – тупая серая
масса, которой лишь бы в верха пробиться. И дружат они со мной потому, что у меня
бабки. Ну и всё! Незачем жить.
Антон: Для меня стиль эмо – прежде всего музыка, живопись. Мне очень близок
этот стиль в искусстве.
– Изменилось ли отношение окружающих к вам?
Н.: Не знаю, я не обращаю на это внимания, вообще редко выхожу из дома. Инцидентов
никаких не было.
Ж.: Я же протестую, а им обидно, завидно, хочется подавить меня. Постоянно
нападают, оскорбляют, унижают. Моя жизнь – это просто ад.
А.: Безусловно, есть люди, которым не нравятся мои предпочтения в музыке,
одежде. Были конфликты, но обычно мне удаётся объяснить свою позицию.
– Как вы считаете, чем вызвана агрессия по отношению к эмо?
Ж.: Взрослым хочется питать иллюзии, что всё хорошо. Люди против личностей,
против тех, кто противостоит их тупым и стандартным привычкам.
А.: Изначально эмо – люди, не скрывающие чувств, что-то а-ля хиппи, но без
наркоты. А сейчас развелось слишком много позёров (выразительный взгляд в
сторону Жени), которые пропагандируют только негативные эмоции и слишком
рисуются. Для них главное – выделиться любой ценой, они сами лезут в драку, а
потом ноют! Естественно, такое поведение, мягко говоря, плохо воспринимается
окружающими, и они ассоциируют такую манеру себя вести со всеми эмо.
– Как вы относитесь к суициду?
Н.: Я знаю, какую боль причиняет смерть близкого человека. Я не хочу такой боли
брату и отцу, хоть мы теперь почти не общаемся. Иногда непонимание близких
доводит меня до предела, и мысли о самоубийстве были, но я всегда
останавливаюсь.
Ж.: А я не вижу другого выхода, кроме суицида.
– Выхода – из чего?
Ж.: Из жизни.
А.: Далеко не все эмо спят и видят, чтобы порезать себе вены. Это совсем не
так. Я – за выражение эмоций, за искренность, за откровенные стихи. У меня, как
у всех людей, бывают депрессии. Но самоубийство для меня неприемлемо.
– Что даёт вам принадлежность к эмо?
Н.: Надежду, жизнь, только это меня и поддерживает.
А.: Творческий импульс.
– Эмо для вас – переходный период или стиль жизни?
Н.: Я не знаю. На данный момент я не хочу ничего менять. Если буду прятать свою
апатию, боль обрушится с новой силой.
Ж.: Эмо не может быть не навсегда!
А.: Я, как все творческие люди, меняюсь, постоянно ищу что-то новое. Думаю, что
период увлечения эмо пройдёт, но уважение к стремлению не скрывать себя
останется.
УМЕНИЕ ИГРАТЬ В ПРЯТКИ
Психолог Анна Андреевна Литвинцева так прокомментировала этот разговор:
– Течение эмо изначально было очень важно для общества, ведь это настоящий
протест «веку-волкодаву», в котором деньги, а не чувства играют первостепенную
роль. В этом плане Наташа – настоящая, исконная эмо. Другое дело, что сейчас
движение «опопсовело», стало способом показать себя, не более. Отсюда, как
правильно заметил Антон, агрессия окружающих. Но тут важно разделять: есть
люди, прибившиеся к течению в результате сильной эмоциональной встряски, может
быть, даже трагедии (Наташа), есть те, кто принимает в первую очередь
эмо-культуру (Антон), а есть откровенные позёры (Женя). Это, как правило,
богатенькие сынки-дочки, которые не могут придумать, как развлечь себя. Так что
разговор очень показателен – явственно видна разница между представителями
этого течения.
В движении есть одна реальная опасность, которую я называю побегом от
действительности. Как правило, эмо не ищут решения своих насущных проблем, а
«прячут голову в песок» и уходят в себя. В каком-то плане это болезнь: человек
асоциализируется. На примере этого диалога: Наташа – замкнувшийся в себе
больной человек, её надо лечить, иначе она будет потеряна для семьи (уже сейчас
брат называет её «нечеловеком», и он по-своему прав, потому что её сущность
сужается и сосредотачивается на чувствах и философствовании). У Жени эта
опасность тоже есть, потому что он сам уже верит в то, что говорит, хотя
изначально это было игрой. Ну а Антон – наиболее здравомыслящий из всех,
абсолютно адекватный, я думаю, за него волноваться не стоит.
В то же время запрещать движение (как это практикуют в отдельных школах) не
стоит: это только подогревает интерес и статус «притесняемых», который активно
пропагандируют такие Жени. Мне кажется, вопрос надо решать в каждой отдельно
взятой семье.
Этот разговор с Анной Андреевной ещё раз убедил меня в том, что нельзя осуждать
и запрещать, не понимая истинного положения вещей. Мне кажется, идея
эмо-движения, независимо от мнения учителей, родителей, да и всего взрослого
мира вообще, будет жить вечно. Ведь главное в ней – открытое, искреннее
проявление чувств, а именно эмоции делают нас людьми. Об этом пишут эмо на
своём сайте: «Эмо-культура показывает сущность человека без прикрас и без
«косметической» виртуальности, человек обнажён перед реальностью и пытается
стать естественным в своих чувствах и переживаниях». Думается, лучшее, что мы
можем сделать, – научиться этому у настоящих эмо. И попытаться научить их жить
в реальном мире.