Все помнят старый советский анекдот: чукчу принимают в Союз
писателей, выясняется, что Толстого он не читал, Чехова, Гоголя тоже, вообще
мало что читал.
– Чукча не читатель, – с гордостью объявляет чукча, – чукча
– писатель!
Похоже, в нашем кинематографе пробил звёздный час
«чукчи-писателя».
Наши дети не читают давно. Это ещё при советской власти
началось. А уж теперь и подавно. Интернет, компьютерные игры, комиксы,
телевизор… Увидеть сегодня ребёнка с книгой в руках – большая редкость, уникальный
кадр; хоть беги за фотоаппаратом.
А если в детстве ты не подружился с книгой, в юности
читателем не станешь. В кинозалах большей частью сидят «нечитатели». Их не
возбудишь остроумной вязью диалогов, им надо, чтобы на экране всё время что-то
двигалось, взрывалось, стреляло…
Но беда в том, что и в кинематографию, и в кинорежиссуру
сегодня приходят «нечитатели». У них нет и не может быть литературного вкуса. А
ведь в основе настоящего кинематографа лежит литература, полноценная
драматургия. Что же может сочинить человек, не одолевший к 25–30 годам целую
библиотеку мировой литературы? Как может отличить макулатуру от настоящей
драматургии режиссёр, не выработавший в себе литературного вкуса?
Отсюда – то несвязное бормотание, которое мы слышим с
экрана, ходульные персонажи – все на одно лицо; завязать интригу ещё с грехом
пополам могут, а развязать не хватает ни сил, ни опыта. Затянуть сюжетный узел
могут, а распутать– никак.
Явление типичное не только для русского кино, но и для
сегодняшнего американского также, может быть, даже в большей степени. Там ведь
тоже в кино работают «нечитатели».
Сильнейшее потрясение я испытал однажды в Вашингтоне.
Студенты Джорджтаунского университета смотрели мой документальный фильм
«Великая криминальная революция». Я фильм видел, поэтому провёл время в баре в
компании молодой аспирантки. Пили кофе, говорили об американской литературе,
начали с детской…
Я смотрел на неё как на некое чудо, выросшее в пустынях
Техаса – до ближайшей цивилизации (то есть бензоколонки) 200 миль. (Но нет,
родилась в большом городе, училась в университете…)
О Фениморе Купере и Майн Риде она никогда не слышала,
«Приключения Тома Сойера» видела в кино… Эдгар По?.. Что-то такое читала… Джек
Лондон?.. «Знаю, конечно, но читать не довелось…» Стивенсон, Конан Дойл?
«Видела, конечно. Обожаю Шерлока Холмса и его друга – как там его?..» Стендаль,
Бальзак… Дюма? «Ну, кто же не знает «Трёх мушкетёров» или «Графа
Монте-Кристо»?» – «Так видели или читали?» – «Не помню».
Перешли к взрослой литературе. «А вот такого писателя – я
его очень люблю – Теодора Драйзера вы читали?» Ощущение, что даже не слышала
про такого.
Что же она читала? Фолкнер, Стейнбек, Марсель Пруст, Джойс,
Генри Миллер…
Я тогда подумал: любой советский инженер знает американскую
литературу лучше, чем она. И уж, конечно, читал и Майн Рида, и Джека Лондона, и
Фолкнера со Стейнбеком…
Про сегодняшнего молодого русского инженера я уж этого не
скажу – уровни начитанности сравнялись.
...
У каждого времени свои герои, у мальчишек разных поколений
свои кумиры. Сейчас время Гарри Поттера. У мальчишек моего поколения кумирами
были мушкетёры короля Франции. Именно Александр Дюма-старший заставил меня
полюбить Францию, её язык, её культуру. Приехав в первый раз во Францию, уже
взрослым человеком, я всё равно был удивлён, что во Франции не все мужчины –
мушкетёры и графы Монте-Кристо.
«Любите книгу – источник знаний» – написано было на всех
углах в советское время. Конечно, книга даёт и знания. Тот же Жюль Верн, к
примеру, – как много в своих занимательных романах он сообщает полезных
сведений о географии, геологии, минералогии, химии, физике, астрономии… Но
знания может дать и учебник, и живой учитель, а нынче – Интернет…
Книга воспитывает
чувства. Какой Интернет, скажите на милость, может воспитать чувство собственного
достоинства, чувство долга перед Родиной; какой учебник сможет внушить
молодому, вступающему в жизнь человеку понятия о чести, благородстве, любви к
отечеству?
Всё это даёт только
книга.
Человек, отлучённый
от великой литературы прошлого, – ущербный человек; для меня это аксиома. И
беда всего человечества в том, что книги, их авторы, великие духовные педагоги,
воспитавшие сотни поколений, перестали участвовать в формировании человеческого
общества.
Советская литература,
которую мы тоже читали взахлёб, была очень идеологической. А куда же без
идеологии? Это мы только, сумасшедший народ, ухитрились жить полтора десятка
лет без какой-либо идеологии. И оказались близки к духовной смерти. Идеология –
это столп, на котором держится государство.
…
В целом советская литература – талантливая литература. Лет
пятнадцать назад я решил пересмотреть всю библиотеку тех лет, перечитать
книжки, которые произвели впечатление в детстве и юности. Хотел прояснить для
себя – выдержали они испытание временем или нет. Другими словами, настоящая это
литература или ненастоящая.
Открывал, например, какого-нибудь Бабаевского «Кавалер
Золотой Звезды», или «Белую берёзу» Бубеннова, или даже «Молодую гвардию»
Фадеева – нет, читать невозможно, а ведь когда-то читалось, особенно «Молодая
гвардия», и как читалось – взахлёб! Эти книжки не выдержали испытания временем
– это не литература.
Открываю собрание сочинений В. Кочетова, пытаюсь читать –
невозможно! Тоска, скука смертная… И вдруг – как луч света в тёмном царстве:
«Семья Журбиных»! Роман. Полноценная литература. Недаром по нему получился
такой хороший фильм в конце пятидесятых. Назывался он «Большая семья» –
«Ленфильм», режиссёр Иосиф Хейфиц.
Купил как-то в букине трёхтомник Аркадия Гайдара, думаю,
полистаю на досуге. Два дня провалялся на диване, пока не прочёл от корки до
корки. Литература!
Так я развлекался года три, устроил полную ревизию советской
литературе. Многие книги, произведшие впечатление в юные годы, устояли, не
поблекли, не состарились… Катаев, Кассиль, Фраерман, Нилин, Паустовский,
Симонов, Ильф с Петровым, Чуковский, Маршак, Сейфуллина… Да разве всех
перечислишь!..
…
Пробелы в моём книжном образовании объяснимы и
обстоятельствами нашей тёмной жизни. До сорока лет я не прочёл ни единой
строчки Владимира Набокова. А ведь он ещё был жив; и жил не так уж далеко от
меня – в Швейцарии, на берегу красивого озера, в городке Монтрё, где похоронен
мой кумир Чарльз Спенсер Чаплин.
Набоков стал появляться в СССР в начале семидесятых –
контрабандно. Сначала «Лолита», потом и другие произведения. В литературном
ранжире он сразу занял первое место. Я эту точку зрения не разделяю. Понимаю –
хороший писатель, но сравнить его с Буниным, Куприным, тем более с Чеховым
никак не могу.
Настоящий расцвет советской литературы начался после смерти
Сталина. Писатели мало-помалу начали смелеть– писать правду. Первой ласточкой был роман Владимира Дудинцева
«Не хлебом единым». Читала вся страна; в читальных залах, в библиотеках
выстроились очереди, книгу рвали из рук. Это была ещё не правда, а только намёк
на правду – о тяжёлых послевоенных годах. Но и этого хватило, чтобы партийное
руководство насмерть перепугалось.
Состоялся пленум Союза писателей, где роман подвергли резкой
критике – с партийных, конечно, позиций. «Критика» была столь резкой, что
показалось на минуту – вернулось сталинское время.
К примеру, известная писательница, набившая руку на
рассказах о Ленине (кажется, Прилежаева), говорила на этом пленуме так:
– Если завтра в Москву войдут немцы, нас всех повесят, а его
назначат мэром… (Рассказывал мне это сам Дудинцев в середине семидесятых.)
Дудинцева отлучили от литературы, оставили без средств к
существованию; книгу изъяли из библиотек. Я много раз перечитывал этот роман,
наконец, решился снять по нему фильм (возможно, лучшее моё произведение). В
1962 году грянул гром. В «Новом мире» был напечатан рассказ «Один день Ивана
Денисовича». В мою жизнь вошёл Солженицын. В печати появился «Матрёнин двор»,
«Случай на станции Кочетовка». Это уже был не намёк на правду, а чистая,
горькая, опасная, как оголённый электрический провод, правда.
Солженицына перестали печатать. Мы листали слепые
машинописные копии «Ракового корпуса», «В круге первом», «Телёнка»… А потом –
как обухом по голове – «Архипелаг ГУЛАГ». Это был смертельный удар по «Софье
Власьевне» (Советской власти). Часы стали отсчитывать последние годы её жизни.
Году в 1965-м случился ещё один великий праздник у советских
читателей. Наконец-то был напечатан (с купюрами) великий роман Михаила
Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вообще это тридцатилетие (1956–1986) дало нам замечательную
литературу, родило удивительных писателей. Замечательные наши «деревенщики»:
Фёдор Абрамов, Борис Можаев, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин,
Евгений Носов… Так называемая лейтенантская проза: Юрий Бондарев, Григорий
Бакланов, Борис Васильев, Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Константин
Воробьёв… Ну и так далее и так далее… Настоящий читательский пир. Жаль только,
книжку каждого из этих авторов было трудно достать. Но мы доставали и читали,
читали…
Помню, в те времена ездили по деревням – за книгами. Мы,
например, одесситы, – в Молдавию. Заходишь в сельский книжный магазин и
обязательно найдёшь на полках интересную книгу: Айтматова, Трифонова, Аксёнова,
Евтушенко… А если повезёт, то и Ахматову, и Цветаеву, и Булгакова…
С приходом Горбачёва в страну вернулись книги русских
писателей-эмигрантов: И. Шмелёва, Б. Зайцева, Мережковского, Гиппиус,
Северянина… Но как раз читать стали меньше. Листали в основном газеты, журналы
(особенно «Огонёк»). Обалдевали от всяких разоблачений, от «открытий», от новых
страниц истории, от новых трактовок… Много появилось и откровенно подлых выдумок
(в них охотно верили)… Оказывается, Маяковский не застрелился, а его
застрелили… Есенина повесили… Горький – главный гонитель и губитель
литературных талантов… И прочее и прочее. Правда и ложь вперемешку. Поди
разберись.
Наступили 90-е годы. К 1992–1993-м годам в стране прошли
некоторые демократические перемены, но и произошла настоящая революция –
криминальная. Россия стала совершенно криминальной страной.
Но случилось и более
ужасное – произошла нравственная революция.
Оскару Уайльду принадлежит фраза: «Раньше книги писали
писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели, а не читает никто».
Уайльд шутил, конечно. Но прошло сто лет, и шутка оказалась чистой правдой.
Сколько же я прочёл за эти годы макулатуры! И Пелевина и
Акунина, и Сорокина и Венечку Ерофеева (у тогдашней интеллигенции Венечка
занимал на литературном пьедестале одну ступеньку со Львом Толстым!), и Донцову
и Минаева, и О. Робски и мадам Вильмонт… Сколько я пролистал мемуаров наших
политиков – от Ельцина и по нисходящей (остроумный Ю. Поляков назвал их
«мемуарами быстрого реагирования»; не успел человек сесть в высокое кресло, и
уже бац! – мемуар!).
Большинство этих книг я спускал в мусоропровод или закидывал
в угол багажной полки (если летел в самолёте), выбрасывал из окна бегущего
поезда, кидал под колёса автомобильного потока… Такая у меня была форма
протеста.
Где-то в середине семидесятых сидели мы с одним милиционером
в сауне бассейна «Москва» – там, где стоял прежде и стоит нынче храм Христа
Спасителя. Милиционер этот был большим начальником и высокообразованным
человеком. Заговорили о любимых книжках, и он произнёс фразу, которую я
запомнил на всю жизнь: «Образованным
человеком должен считаться не тот, кто много читает, а тот, кто много
перечитывает».
Я подумал: как правильно! Что толку, что я прочёл «Войну и
мир» в девятом классе. Нет, её надо перечитать и в университетские годы, и в
зрелом возрасте, и на исходе дней своих. Последнее я собираюсь сделать в
ближайшее время. Мне представляется такая идиллическая картина: деревня, осень,
дожди, а я сижу в тёплом доме и читаю «Войну и мир» – какое счастье!
Мы возвращались тогда из сауны с Высоцким (он тоже был в
нашей компании), и Володя сказал: «Такие люди долго Наверху не живут». И как в
воду глядел – вскоре Сергей Александрович Крылов, генерал-лейтенант милиции,
начальник милицейской академии, – застрелился. Пришёл на службу, провёл
совещание, потом удалился в комнату отдыха, снял китель и нажал на курок.
Но завет его я помню. Много лет я в основном перечитываю. Я
вдруг обнаружил, что в двух огромных книжных магазинах (куда я всегда ходил за
макулатурой) есть букинистические отделы (не путать с антикварными!); там можно
купить всего за 600 рублей (столько стоят обе книжки Оксаны Робски) всего
Тургенева, двенадцать томов. Причём прекрасно изданного; в 60–70-х годах книжки
издавали на совесть, у них даже запах другой. За 1800 рублей можно приобрести
30 томов собрания сочинений Максима Горького, за 600 рублей – полного Бунина,
за столько же – всего Куприна… Видите, каждая палка о двух концах – плохо, что
не читают, но зато бесценные сочинения упали в цене, стали доступны самому
бедному читателю. А они, настоящие читатели, в основном и остались только среди
бедных слоёв населения.
…
Особенно поиздевалась наша «элита» над «Песней о Буревестнике».
В художественном плане это стихотворение в прозе М. Горького она ставила
гораздо ниже бессмертного произведения Венечки Ерофеева. «Легко было ему писать
о приближающейся Буре, – говорили они. – Сам-то Буревестник жил в Италии, на
Капри». Издевались как раз те, у кого нынче дачи и на острове Капри, и в
Сардинии, и во Флориде.
Да, «Песню о Буревестнике» Горький написал в Италии. Это
сказалось даже в самой мелодике стихотворения. Обратите внимание, его легко
спеть на мотив «Вернись в Сорренто».
Но подобные обстоятельства никак не должны умалять
художественные достоинства этого маленького шедевра. К примеру, Бунин написал
«Тёмные аллеи», живя на юге Франции, в городке Грасс…
Для чего я пишу эти заметки? Надеюсь, что сегодняшний
студент, будущий сценарист или режиссёр начнёт запоем читать книги? Как же…
разбежались они!
Был у меня лет тридцать назад один ученик. Мечтал стать
кинодраматургом. Помог я ему поступить во ВГИК. Составил большой список
литературы, которую он обязан прочесть. Особенно выделил «Мартина Идена» Джека
Лондона. Ничего из списка он, конечно, не прочёл.
– Ну хоть «Мартина Идена» прочти! – долбил я ему. –
Во-первых, это занимательное чтение, я лично прочёл три или четыре раза…
Во-вторых, написано великим писателем, да ещё и о том, как он стал писателем…
Не прочёл он и «Мартина Идена». И сценаристом, конечно, не
стал. Но это было давно, ещё когда был жив, Царствие ему Небесное, советский
кинематограф.
Сейчас бы стал вполне удачливым и успешным кинодраматургом.