Эта статья не о том,
как было хорошо с культурой в СССР и как стало плохо в РФ. Это о том, как
вместе с водой выплеснули и ребенка, о том, как иллюзия дистанцирования от
любых ценностей приводит к ценностям самым низким, а свобода выбора
оборачивается свободой «пилить бабки», «грамотно потреблять» и «мозаично
мыслить».
Когда я
начинала этот проект, то не ожидала, что он окажется такой объемный. Были обсуждены
уже разные стороны жизни, будет и еще, а сегодня поговорим о культуре.
Отношение к культуре в СССР было самое трепетное. С самого начала советской
власти началось приобщение народа к мировой культуре. Конечно, не все из
победителей считали, что это нужно. Было и такое мнение, что нужна своя,
пролетарская культура, культура масс, но большинство коммунистов были далеко не
авангардистами. Тот же Ленин, как человек, у которого дед был малограмотный
крестьянином, с большим пиететом относился к достижениям мировой цивилизации.
Помните, как он не смог дослушать стихи футуристов, а умирал под Бетховена (во
всяком случае, по легенде)? Что уж говорить о Горьком, вышедшим из самых низов
и учившимся по книгам самостоятельно, и о других. Они во многом рассматривали
революцию как просвещеннический проект. Дать всем возможность узнать то, что
узнали они – вот была их цель. В разоренной стране Горький начинает издавать
шедевры литературы тиражами, доступными большинству населения. Людей
одновременно учили азбуке и рассказывали им о великих писателях и художниках. Я
бы сказала, что планка была задана сразу высокая. В итоге курс школьной русской
литературы более-менее соответствовал тому, который изучали в старорежимных
гимназиях. Так я обнаружила, что очень удобно писать сочинения по учебнику
начала 20 века. К 60-м годам все споры улеглись, и детям было положено читать
то же, что читали дети из образованных семей до революции: сказки Перро и
братьев Гримм, мифы Древней Греции, Дюма, «Дон-Кихота», Ф.Купера, Майн Рида, Джека
Лондона, Диккенса, ну, а потом и все остальное – Золя, Бальзака, Голсуорси и
многих других. Далеко не все любили читать, но пару книг все же одолевали: их
давали в списке книг на лето, их всучивали в библиотеках, а в школьную
библиотеку записывали в обязательном порядке. Если же кто не читал, то мог
посмотреть экранизации, которые очень приветствовались на экране, прослушать
радиопостановку, увидеть инсценировку в театре, куда могли чуть ли не силой
затащить на культпоход. Да, существовало такое зверское мероприятие –
культпоход. Выделялись билеты и устраивался обязательный коллективный просмотр.
Делалось это не везде, а больше для рабочих, военных и колхозников, т.к.
считалось, что у интеллигенции тяга к искусствам и так достаточно велика. На
заводы, в колхозы приезжали артисты, музыканты, писатели, часто очень хорошие.
Была и такая форма приобщения к высокому, как Дома Культуры, а для детей – Дома
Пионеров. Там уже можно было самому бесплатно заниматься хоть в театральном
кружке, хоть в литературной студии.
Таким образом, работа над приобщением населения к классическому искусству,
музыке и литературе велась большая.
Существовало, разумеется, и социалистическое искусство и литература. Но они
были должны ориентироваться на классические образцы. Времена «Дыр-бул-щыл» и
«Черного квадрата» ушли, хотя тоже остались в культуре, как память о революции.
Я считаю, что у нас было отличное советское кино, мультипликация и советская
песня – вещи, которые были очень своеобразны и неповторимы.
Хорошо ли было это добровольно-принудительное приобщение к классике? Трудно
сказать однозначно. У очень многих оно развило отвращение к культуре вообще:
люди не любят, когда им навязывают что-то насильно. Уж сколько раз не объясняли
девчонкам, что Асадов – плохой поэт, а все равно они его стихи переписывали.
Никто не пел «Мурку» по радио, а все ее знали, а вот Шопена от Шуберта так и не
научились отличать, хоть их и все время транслировали. Была шутка, что
культурный человек не путает Гоголя с Гегелем, Гегеля с Бебелем, Бебеля с
Бабелем, Бабеля с кабелем, кабель с кобелем (а кобеля с сучкой, но это все
умели).
Одно я могу сказать в оправдание: хотели, как лучше. Добились все же того, что
публично признаваться в нелюбви к чтению или к музыке было неприлично.
А что же в РФ? Теперь никто ничего не навязывает. Люди могут выбирать то, что
им действительно нравится. «Мурка» победила Шуберта с разгромным счетом. Читать
стали исключительно дамские детективы (про то, какие все козлы, а я самая умная
и красивая) и дамские романы (мягкий вариант порнографии для обделенных
женщин), а мужчины ушли в мир «фэнтези» (мечи, замки, драконы и я - весь в
белом). Свои фильмы снимать разучились, смотрим чужие в огромных количествах.
Про песни я умолчу, а то еще обидится кто. Секс и насилие – вот и все темы, и еще,
что хорошо когда очень-очень много денег. Появился институт так называемых
«звезд» - странных личностей, не сходящих с экрана телевизоров и обложек
журналов. Люди гораздо больше знают о том, с кем они спят, что едят, какой у
них дом, чем про их творческие успехи. И это правильно, потому что успехи их
таковы, что пусть уж лучше расскажут с кем спят, как похудели и кто им дал в
морду, чем поют или играют. Сегодня практически все, что было сделано в СССР,
кажется чуть ли не гениальным. Скажите, преувеличиваю? Какие фильмы без конца
показывают, какие песни со слезой поют? Можно, конечно, сказать, что не включай
телевизор, радио, ищи фильмы и программы по себе. Но только те фильмы, что мне
нравятся, идут глубокой ночью, а все остальное время «звезды» катаются на
коньках, поют, танцуют, выступают в цирке, боксируют, причем делается так, что
боксеры поют, а певцы танцуют, но уровень их такой, что разницы все равно никто
не замечает. За эти годы умудрились почти полностью уничтожить профессионализм.
Итак, почему одна власть за уши тащила людей к прекрасному, а вторая окружила
их таким количеством липкой грязи, что трудно не вляпаться? Что было лучше:
ходить по одной улице с людьми, назойливо приучаемыми к Гете или с людьми,
добровольно выбравшими радио «Шансон», «Дом-2», «Камеди-клаб» и «Пусть
говорят»?