Н.В. Крандиевская-Толстая начала
писать стихи в семилетнем возрасте, а печататься с четырнадцати лет. Автор
сборников «Стихотворения» (М., 1913); «Стихи. Книга вторая» (Одесса, 1919); «От
лукавого» (М., 1922); книга для детей «Звериная почта» (Л., 1925); «Вечерний
свет» (Л., 1972); «Воспоминания» (Л., 1977). Нельзя читать ее стихи без
восхищения. Они одновременно и юны и зрелы, полны мудрой
печали и ощущением предстоящего возрождения, путь которого лежит через муки,
разочарования и страдания тонко чувствующей несовершенства этого мира души.
Поэзию Н.В. Крандиевской-Толстой знали и
ценили такие писатели, как М. Горький, И. Бунин, А. Ахматова, О. Форш, Вяч. Шишков, К. Федин и
другие.
Серебряный
век русской поэзии... Ослепительно прекрасная, хрупкая, страшная эпоха... Рядом
с именами ушедших мэтров — Брюсова и Блока, рядом с гордой несломленной Анной
Ахматовой, рядом с поэтом-мучеником Николаем Гумилевым — десятки забытых.
Многие из них продолжали существовать годы, десятилетия, дожили почти что до
наших дней. Мимо них «мчалась жизнь веселая на лозунгах верхом». А что
оставалось им? Только память. Память, которой так не хватало неблагодарным
соотечественникам.
А ведь
почти у всех них жизнь начиналась светло и радостно — как у восторженной красавицы
Наташи Крандиевской. Одаренная московская барышня
пишет стихи, фортепьянные пьесы, занимается живописью — учится у Бакста и Добужинского.
Современники восхищаются ее красотой и обаянием. Стихи Крандиевской
произвели большое впечатление на Блока и Бальмонта. Даже суровый критик всех
своих собратьев по перу Иван Бунин не удержался от весьма лестной для юной
поэтессы оценки: «Я был восхищен талантливостью ее стихов...»
Семнадцатилетнюю
девушку уже волновали мысли о жизни и смерти, о вечности:
И тень свою в тоске спросила я тогда:
— Скажи, сестра, куда идем с тобою?
И тень ответила с насмешкою глухою:
— Я за тобой, а ты, быть может, никуда...
Как часто
бывает, родственники Натальи Крандиевской гораздо
меньше ценили ее разностороннее дарование. Решив, что самое главное — усмирить
ее, — Наталью выдают замуж за адвоката Волькнештейна.
Но такой брак был обречен на неудачу.
А потом
пришла любовь, горячая, страстная, взаимная... Алексей Толстой писал своей
любимой: «...земля будет чудесной для нас... Мы возьмем все от любви, от земли,
от радости, от жизни...» 7 мая 1917 года они обвенчались. А после Наталья Крандиевская-Толстая всем пожертвовала ради любви. Она
отказалась от собственного творчества и всех честолюбивых замыслов. Выпустив в
1922 году сборник стихов «От лукавого», она замолчала на долгие годы. Стихи
Наталья Васильевна продолжала писать по-прежнему, но — только для себя.
Яблоко, протянутое Еве,
Было вкуса меди, соли, желчи,
Запаха земли и диких плевел,
Цвета бузины и ягод волчьих.
Когда
супруги вернулись из эмиграции, поэтесса стала вести дневник, чтобы хоть как-то
запечатлеть движение времени. А любовь уходила, таяла, словно утренний туман.
«Это было последнее лето, и проводили мы его врозь. Тоска гнала меня из дома в
белые июньские ночи. Ехать, все равно куда, без мысли, без цели, только ехать,
ехать, пожирать пространство», — писала Наталья Крандиевская-Толстая
в начале 30-х годов. Жертва, принесенная ею во имя любви была велика. Оценил ли
Алексей Толстой самоотверженность своей жены и преданной помощницы?
Современники считали, что в образах главных героинь «Хождения по мукам» он
запечатлел черты Натальи Васильевны.
А
выяснять, почему два человека расстались — бессмысленное занятие. Значит, так
распорядилась судьба. Заслуживает восхищения достоинство, с которым Крандиевская-Толстая восприняла неизбежное расставание.
«Хороший вкус требует сдержанности», — говорила она.
Поэтесса
пережила своего бывшего мужа, простила и оплакала его. Благородная душа не
желала озлобляться, хотя в конце жизни тоска вылилась в горестное признание:
Меня уж нет. Меня забыли
И там и тут, и там и тут.
А на Гомеровой могиле
Степные маки вновь цветут...
...Природа чтит поэтов.
А люди?..
Н.В.Крандиевская-Толстая
ПАМЯТИ СКРЯБИНА
Начало жизни было — звук.
Спираль во мгле гудела, пела,
Торжественный сужая круг,
Пока ядро не затвердело.
И всё оцепенело вдруг,
Но в жилах недр, в глубинах тела
Звук воплотился в сердца стук,
И в пульс, и в ритм Вселенной целой.
И стала сердцевиной твердь,
Цветущей, грубой плотью звука.
И стала музыка порукой
Того, что мы вернёмся в смерть.
Что нас умчат спирали звенья
Обратно в звук, в развоплощенье. * *
* Сыплет
звёзды август холодеющий,
Небеса студёны, ночи — сини.
Лунный пламень, млеющий, негреющий,
Проплывает облаком в пустыне.
О, моя любовь незавершённая,
В сердце холодеющая нежность!
Для кого душа моя зажжённая
Падает звездою в безнадежность?
ВЕНОК СОНЕТОВ (1954) (Фрагменты)
Ключ Рождённая на стыке двух веков,
Крещённая в предгрозовой купели,
Лечу стрелою, пущенною к цели,
Над заревом пожаров и костров.
За мною мир в развалинах суров.
За мной кружат, вздымая прах, метели,
И новый век встаёт из колыбели,
Из пепелища истин и основ.
Ещё не убран в ризы, не украшен,
Младенчески невинен и жесток,
И дик, и наг, и наготою страшен,
Он расправляет крылья на восток.
Лечу за ним, лечу, как семя бури,
Плодотворить грядущего лазури.
VII И новый век встаёт из колыбели.
Его встречает вой и шабаш вьюг,
И вихри туч, над ним смыкая круг,
Как в дьявольской несутся карусели.
Мне страшен пир космических веселий,
Случайный гость, я прячу свой испуг,
Когда мне чашу новогодних зелий
С улыбкою протягивает друг.
Властитель помыслов и снов девичьих,
Околдовавший молодость мою!
Тебя всегда, везде я узнаю,
Под маскою любой, в любом обличье.
Теперь, как Феникс, ты восстать готов
Из пепелища истин и основ. XI И дик, и наг, и наготою страшен,
Под новым знаменем шагает век.
Идёт с ним в ногу новый человек,
Идут за ним сыны и внуки наши.
В тылу не счесть ни пленных, ни калек,
Ни тех, кто в страхе наспех перекрашен
В защитный цвет и для кого навек
Чадящий факел прошлого угашен.
И всех, и всё с дорог своих сметёт
Напор судьбы, подобный урагану.
А гений времени летит вперёд,
Провозглашая новую осанну.
Его полёт бесстрашен и высок.
Он расправляет крылья на восток.
XII Он расправляет крылья на восток,
Туда, где омывают океаны
Легендами овеянные страны,
Там расцветает огненный цветок.
Его лучей животворящий ток
Пронзает мрак и золотит туманы.
Как в сказке, там живой воды исток
Смертельные залечивает раны.
Там мудрость правит.
Там равно и щедро
Благами жизни все наделены.
Там в явь живую воплотились сны,
Там сева ждут алкающие недра,
И новый сеятель летит в лазури,
Лечу за ним, лечу, как семя бури. XIII Лечу за ним, лечу, как семя бури,
Вплетаю голос в громовой хорал!
Так флейты звук, возникший в увертюре,
С победой труб врывается в финал.
Так силы первобытные в натуре
Противоречат тем, кто их сковал,
Кто все ходы, как в шахматной фигуре,
С расчетом шахматиста сочетал.
Напрасный труд.
Ломая все преграды,
Гармонии взрывая тишь и гладь, —
Неукротимым силам в жизни надо
Рождать и рушить, жечь и созидать,
И вновь лететь вперед на крыльях фурий,
Плодотворить грядущего лазури.
XIV Плодотворить грядущего лазури
В полете дней от века суждено
Нам, спутникам грозы, питомцам бури,
Нам мирных дней судьбою не дано.
Не нам забавы муз, напевы гурий,
Дионисийских праздников вино,
И не для нас трепещет на амуре
Крыло, огнем любви опалено.
Мы вдохновений трудных и суровых
Возжаждали.
Нам утоленья нет
В бесцельной смене радостей и бед.
Не виноградных, нет, и не лавровых, —
Терновых удостоены венков
Рожденные на стыке двух веков.
* *
* Торжественна и тяжела
Плита, придавившая плоско
Могилу твою, а была
Обещана сердцу берёзка.
К ней, к вечно зелёной вдали
Шли в ногу мы долго и дружно, —
Ты помнишь? И вот — не дошли.
Но плакать об этом не нужно.
Ведь жизнь мудрена, и труды
Предвижу немалые внукам:
Распутать и наши следы
В хождениях вечных по мукам. *
* * И мне горит звезда в пустынном мире,
И мне грозит стрела на бранном поле,
И мне готов венок на каждом пире,
И мне вскипает горечь в каждой боли.
Не затеряешь, смерть, меня вовеки!
Я — эхо, брошенное с гор в долины.
Да повторюсь я в каждом человеке,
Как новый взлёт волны, всегда единой. *
* * О, как согласно ещё пылает
Твой свет закатный, мой свет восходный!
А ночь разлуку нам возвещает,
Звездой бессонной, звездой походной.
Прощай, любимый, прощай, единый!
Уж гаснет пламень роскошно-праздный,
В лицо повеял мне ветр пустынный,
И путь нам разный, и посох разный. СОН Взревел гудок, как символ дальних странствий,
Взмахнул платок, как символ всех разлук.
И сон в закономерном постоянстве
Видений разворачивает круг.
На палубе большого парохода
Себя я вижу. Предо мною — мир,
И за кормой — не океана воды,
А в синеве струящийся эфир.
Рука бесплотная, предохраняя,
На плечи мне легла. Да, это он,
Астральный друг, которого ждала я,
Тоскуя с незапамятных времён!
Как символ человеческих объятий,
Его прикосновенье за спиной.
И в радугу вплывает он со мной,
Как в гавань света, в лоно благодати.
* *
* Утратила я в смене дней
Мою простую радость жизни,
И прихоти души моей,
Всё безотрадней, всё капризней.
Как помнить ваш певучий зов,
О лёгкой жизни впечатленья,
Бесцельной радости кипенье,
Очарованье пустяков!
Я их забыла. Труден путь.
Мой груз мне душу тяжко давит,
И мысль, мешая отдохнуть,
Моею жизнью ныне правит.
И тяжким шагом, не спеша,
Как труженик в толпе блаженной,
Проходит с ношею священной
Загромождённая душа.
* *
* Не с теми я, кто жизнь встречает,
Как равную своей мечте,
Кто в достиженьях замедляет
Разбег к заоблачной черте,
Кто видит в мире только вещи,
Кто не провидит через них
Предчувствий тягостных своих
Смысл и печальный, и зловещий.