Сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо всей системе "УЧИТЕЛЬ"
Сегодня
от учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит не только
судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.
Когда
я произношу слово "УЧИТЕЛЬ", то имею в виду не только педагогов,
работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения
и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего
накопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые ее
создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность
своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации.
Последнее
означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы "людей
планеты" - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие
десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за
которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая
система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие
поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать
собственную Ответственность, и зависит это будущее.
Вот
почему "УЧИТЕЛЬ" - тот, кто передает эстафету знаний, культуры,
особенно в "минуты роковые", - превращается в центральную фигуру
общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.
* *
*
Духовный
мир человека рождается, конечно, в контексте его практической деятельности, но
взаимодействует с ней совсем неоднозначным образом. Возникающее знание,
утверждение принципов взаимодействия человека с окружающей природой, его
способность передавать накопленный опыт следующим поколениям начинают сами
оказывать прогрессирующее влияние на действительность, становятся движителем
общественного развития... Многие ли задумывались над тем, как могло случиться,
что за полтора десятилетия после окончания самой страшной войны, которую знало
человечество, после трех десятков миллионов жертв и ужасающей разрухи, после
репрессий 30-х годов, унесших жизнь и многих представителей русской
интеллигенции, Советский Союз сделался второй державой мира? Во всяком случае,
в области науки и техники. Как такое могло произойти? Ответ однозначен.
Основную причину я вижу в том, что в Советском Союзе была создана лучшая в мире
система "УЧИТЕЛЬ". Она охватывала все уровни образования, все слои
населения. И, что совсем немаловажно, эта
система утверждала престиж образованности! Были созданы условия для
передачи эстафеты знаний, эстафеты культуры. А корни этой системы были заложены
еще в дореволюционные годы в системе земских школ, гимназий, университетов...
И
таких примеров, которые показывают, что рожденная человеком система образования
и воспитания не однажды меняла направление судьбоносных русел истории,
достаточно, чтобы отчетливо представить себе, что нет для нации более важной
задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты
следующим поколениям. Особенно в период ломки стереотипов поведения и традиций,
который переживает не только наша страна, но и все планетарное сообщество. И
именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему
"УЧИТЕЛЬ", сделается лидером XXI века!
Еще
раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная
электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и
культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает
современным потребностям.
* * *
Но
для того чтобы система "УЧИТЕЛЬ" была способна сделаться истинным
движителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все
те, кто ее создают и обеспечивают ее функционирование, должны четко
представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется
человечество уже в ближайшее время. А предсказать многие особенности того, что
нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать
каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно
корректироваться изменениями условий жизни. Система "УЧИТЕЛЬ" должна
сочетать положительный опыт традиций со все время возникающими новыми
потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни,
должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно
происходить включение в систему новых знаний и отбраковывание старых.
Творческое начало в процессах образования и разнообразие типов обучения тоже
должно развиваться во все большей степени... Сегодня на авансцену выходят
проблемы взаимоотношения природы и общества, того, что не совсем точно называют
экологией. Природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда,
окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии
и грозит бедами, которые сейчас во все большей степени занимают умы ученых. Я
не буду подробно обсуждать те предзнаменования, о которых сейчас пишут не
только в научных трактатах, но и в широкой прессе. Это и неизбежное изменение
климата, и постепенный распад озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший
рост городов и разрушение традиционной культуры, рост наркомании, преступности
и т. д. И, наконец, может быть, самое грозное - неизбежное исчерпание ресурсов,
ибо Земля на самом деле очень невелика, запасы, накопленные былыми биосферами,
весьма ограниченны, а потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.
* * *
Где
же выход?
Наука
утверждает, и мы обязаны признать это утверждение, сколь бы нам это ни было
трудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оно
снова окажется в равновесии с биосферой, другими словами, когда прогресс
человечества будет сопровождаться и развитием биосферы. Значит, деятельность
человека, вся его активность должны быть подчинены определенным требованиям
природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива!
И императив этот будет очень жестким.
Все
развитие человека подчинено тем же общим законам, которым следует и все
остальное живое вещество. Человеку смертельно опасно игнорировать эти законы и
чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир -
это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем
жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы
должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш
Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы
обеспечить нам возможность жить в этом доме.
В
этих условиях системе "УЧИТЕЛЬ" предстоит сыграть особую и
определяющую роль! И мы, участники этой системы, должны не просто составить те
или иные программы, а заложить основы той цивилизации, в рамках которой
человечество способно жить и развиваться.
Я
убежден, что сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и
воспитании - обо всей системе "УЧИТЕЛЬ", основанной на новой этике и
новом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой
нравственности! Об этом тоже не надо забывать.
Печатается
по: Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996.