Технократическая эволюция, достигшая сегодня апогея своего развития, имеет вполне определенные тенденции и закономерности. Главная из них – превращение человека в безликое, конформное и нравственно неполноценное существо.
Город был небольшой и невзрачный; их семье не по средствам было жить в больших и красивых городах, но Тимми он казался огромным, и еще... очень, очень чужим. Это было не его место, не его мир, и он испытывал непонятную гордость от мысли, что этот Город никогда не станет для него ближе. Город просто не примет его - для него Тимми также останется навсегда чужаком. И Тимми боялся его и всего, что было с ним связано: боялся машин, каменных домов, похожих на гигантские муравейники, боялся даже людей, живших в нем - вечно спешащих, с отрешенными взглядами, без улыбок и света в глазах. Казалось, что камень, в котором жили эти люди, проник в их сердца. Как же все это было непохоже на тот мир, в котором раньше жил Тимми. ...
... На нашей памяти – в течение каких-то 15–20-ти лет – население России пережило – и продолжает переживать – поистине массовый геноцид коллективных иллюзий: коммунистических, национальных, духовно-религиозных. И сопровождается этот печальный процесс ростом числа самоубийств на душу населения – статистика не даст соврать. ... Массовая утрата воли к жизни, рост душевных заболеваний – неврозов и депрессий, значительное увеличение числа самоубийств, особенно в подростково-молодежной среде – есть следствие роста рациональности, или упадка коллективных иллюзий, позволявших людям выносить тяготы жизни, справляться со страданиями и потерями, противостоять страху небытия.
...Менялась власть, менялось государственное
устройство, а основы семейной жизни оставались неизменными. Уважение друг к
другу, работа ради семейных нужд, воспитание детей, взаимная поддержка и общие
интересы, ощущение собственной значимости и незаменимости в собственном доме –
на этот фундамент брака не влияли (или, скажем, почти не влияли) внешние
события. Семья оставалась для каждого из супругов надёжной «крепостью», где
тебя принимают таким, какой ты есть, и любят тебя настоящего, любят безусловно.
Автор статьи, Созонова Александра, прозаик, психолог (закончила факультет психологии ЛГУ в 1979 г). Впервые статья была опубликована в журнале "Нева". На сайте размещается с любезного разрешения автора
...Место европейцев на земле замещают народы,
охранящие целомудрие и закрытость своих женщин, и тем самым берегущих также и
своих мужчин. В первую очередь, это народы Ислама.
Неоправданная жестокость, культ смерти и насилия,
откровенный воинствующий аморализм – откуда это всё в нашей жизни? Почему
стирается грань между добром и злом? Об этом мы беседуем с доктором
психологических наук, профессором факультета психологии МГУ Лидией МАТВЕЕВОЙ.
... Я не сделаю открытия, сказав, что литература – это единственный предмет,
который ответствен за состояние души, её экологию (сейчас это злободневно),
нравственность, духовность, назовите как хотите. Ни на одном уроке, кроме
литературы, не ставятся вопросы чести, добра, справедливости, милосердия,
духовности, патриотизма, способов достижения цели, правды, лжи. Вы поняли, о
чём это я? Да, о нравственности.
Печатно и экранно нам без конца внушают: освободись от внутренней скованности, от предрассудков и комплексов, от ограничений и запретов. Лолита Милявская резюмирует с экрана: — Не надо сдерживать чувства, это не мочевой пузырь. Именно так наставлял Ф. Ницше «белокурую бестию», обустраивая её пространство по ту сторону добра и зла. Между тем в трактовке К. Юнга под комплексом понимается эмоционально заряженная группа идей или образов. Фрейд весьма настороженно относился к расхожему употреблению этого слова... Но в нашем массовом сознании произошла некая инверсия. Комплексом стали называть всё архаическое, болезненное, навязчивое, всё, что якобы мешает человеку проявлять свои здоровые инстинкты.
Мат перестал восприниматься как нечто неприличное – он воспринимается просто как новый язык: редуцированный, отвязный, крутой. Взрослые, боясь прослыть совками, не делают замечаний матерящимся детям; писатели, стремясь найти общий язык с читателем, сами переходят на мат. Что делать? Бороться не только с матом, но и с причиной его засилья – философией «понижения», призывающей человека стать зверем.
Так вот, как у нас нынче с просвещением? Раньше было Министерство просвещения. Значит, просвещение детей и молодёжи считалось делом государственным. Сегодня, увы, слово «просвещение» практически не встретить ни в одном молодёжном проекте. «Быть успешным» – да, «быть конкурентоспособным, толерантным, адаптированным» – да, а вот «просвещённым» – нет. ... Невежественный автор порождает невежественного читателя.
В одной из наших бесед министр культуры Александр Сергеевич Соколов сказал примерно следующее: «Вот две книги – Библия и телефонный справочник. По размерам они одинаковы, в обеих вы черпаете ценную информацию. Но одна из них – явление культуры, другая – продукт цивилизации». Очень точная и образная характеристика особенностей современного бытия. Какова роль журналистики в этом процессе? Определяющая. Но чтобы выполнить эту роль, надо ей соответствовать.
Жанр эссе в психологической литературе уже не нов. На сайте HPSY.RU время от времени публикуются эссе разных авторов. Они, как правило, написаны по следам работы с клиентами, собственной терапии или своеобразной творческой рефлексии окружающего и весьма отличаются от, ставших уже традиционными для hpsy.ru, книг, статей и диссертаций. Этот жанр позволяет авторам иногда в двух строчках передать то, что не опишешь и в нескольких статьях. Полутона, интонации, оттенки отношений, чувств и жизненных ситуаций как нельзя лучше проявляются в этой своеобразной художественно-философской прозе.
Вы когда-нибудь мысленно охватывали свою жизнь одним взглядом, словно со стороны, от какого-то момента в юности до сегодняшнего дня? А затем, на основе полученного обобщения, моделировали ли Вы свою жизнь на годы вперед, чтобы посмотреть и осознать, какая жизнь у Вас будет завтра?
ОБЩЕСТВО |
Просмотров: 2617 |
Author: Геннадий Павленко |
Добавил: inductor1 |
Дата: 03.05.2011
| Рейтинг: 5.0/3
Мироощущение русского человека всегда имело вертикальную ценностную направленность: к небу, Богу, Отчизне, обществу. И поскольку всё это такие вещи, которые нельзя пощупать, понюхать, употребить внутрь, порядочным человеком считался тот, у кого духовные интересы доминировали над материальными. ... Теперь у некоторых есть миллион, и не один, и не рублёвый. И немногие сохранили вертикальность своей ценностной шкалы, переворотились в горизонтальное положение.
Желание соответствовать общественным
предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в
нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы
культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки.
Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание
человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры,
которые надо преодолеть.
УМОСТРОЙ Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?.. Александр Пушкин
Мы живём в случайном, непредсказуемом мире, в основе которого – хаос, бездна. А потому часто чувствуем: всё может быть. Кто-то даже сформулировал афоризм: нет ничего такого, чего в России не могло бы случиться.
ДЕБИЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ |
Просмотров: 2912 |
Author: Анна ЯКОВЛЕВА |
Добавил: Shaula |
Дата: 04.12.2007
| Рейтинг: 4.5/2
Сегодня молодое поколение приготовило нам сюрприз. Множество конгрессов, встреч, семинаров, статистических опросов показали, что его снова вдохновляет платоническая любовь, романтика отношений и верность. И молодежь уже осмеливается говорить об этом.
Оставив внешние причины так называемой гибели
литературы, разберём внутренние симптомы её «болезни к смерти», т.е. отчего и
почему она фактически умирает, ведь не оттого же, что о ней забыли и что она
(«высокая», о господи!) никому не нужна?
ТВОРЧЕСТВО |
Просмотров: 1591 |
Author: Александр ТИТОВ |
Добавил: inductor1 |
Дата: 21.11.2010
| Рейтинг: 5.0/3