Понедельник, 29.04.2024, 20:58 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Прошлое » ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОСВЕТИТЬ МАНКУРТА?
Пушкину удавалось сказать удивительно многое, как бы походя, вроде бы не заостряя внимания читателя на той или иной мысли как на главной. Но тем не менее эта якобы «не главная» мысль на деле имела огромное значение. Судите сами.

Увижу ль, о друзья!
народ не угнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы
просвещённой
Взойдёт ли наконец
прекрасная заря?

Так невзначай: «свободы просвещённой». А ведь в этом, пожалуй, суть развития нынешнего российского общества. Непросвещённая свобода – это беспредел, свидетелями коего мы зачастую являемся, просвещённая свобода – это правовое гражданское общество, к коему мы вроде бы стремимся. Просвещённого человека ведь и обмануть труднее. Непросвещённый – человек невежественный. Друг человечества печально замечает / везде невежества губительный позор. Не про наше ли время это?

Так вот, как у нас нынче с просвещением? Раньше было Министерство просвещения. Значит, просвещение детей и молодёжи считалось делом государственным. Сегодня, увы, слово «просвещение» практически не встретить ни в одном молодёжном проекте. «Быть успешным» – да, «быть конкурентоспособным, толерантным, адаптированным» – да, а вот «просвещённым» – нет.

Почти совсем исчезло это слово из нашего лексикона. Видимо, полагают, что это не обязательно: не обязательно проникать в историю отечества и знать её в лицах (да-да, в лицах), не обязательно знать отечественную культуру и литературу. Большинство учащихся юношей и девушек знают её вообще, штрихпунктирно, в общих чертах, схематично, на уровне тестов (предложено три или пять ответов – отгадай верный).

Имитировать знания – да, а по-настоящему знать – извините и не приставайте. Особенно досадно, когда чаша знаний минует и людей одарённых.
Вспоминается, с какой болью ректор Литературного института, писатель Сергей Есин рассказывал на совещании в Министерстве образования, что многие абитуриенты Литинститута, в том числе и способные, на собеседовании при поступлении не могут назвать и прочесть несколько басен Крылова; вспомнить, к примеру, пять-шесть крылатых выражений из «Горе от ума» А.С. Грибоедова и т. п.

На том же совещании Сергей Михалков говорил о невежестве, пришедшем в издательское дело. Издаваемые тексты зачастую просто безграмотны, поскольку утрачен институт редакторства. Низкопробным, но амбициозным авторам не нужны редакторы, ведь они с чем-то не согласны, чему-то учат, что-то корректируют. А куда как просто: написал как мог, заплатил за издание сколько надо – вот тебе чтиво на книжный прилавок. А то, что такая книга портит вкус читателя, никого не интересует. Невежественный автор порождает невежественного читателя.

А Юрий Соломин на коллегии Министерства культуры досадовал, что поступивших в актёрское училище приходится прежде всего обучать элементарной грамоте, а потом уже – культуре речи, которая на момент поступления у многих студентов просто безобразная.

А мне случилось беседовать с талантливыми авторами стихотворений на военную тему, участниками конкурса. Спрашиваю:
– Кого из поэтов военной поры вы знаете, кого любите, чьи стихи можете прочесть наизусть?

В ответ – молчание. Подсказываю:
– Ну, например, Твардовского, Симонова, Суркова, Берггольц, Самойлова, Гудзенко, Орлова?

Опять молчание, растерянные лица, перешёптывание. Потом один сообщает, видимо, коллегиальное мнение:
– А нам про них не говорили.

Начинаю читать им замечательные стихи этих поэтов. Глаза ребят загораются. Они жадно впитывают поэзию. Начинают себе что-то записывать.

Помните, в романе Чингиза Айтматова «Плаха» самой страшной казнью было превращение человека в манкурта, когда он забывал, кто он, кому принадлежит, откуда пришёл? Он переставал быть частью народа и становился просто выживающей (как растение) человеческой единицей.

Так вот, укорачивание корней познания до уровня своего времени (всё равно что корешки растеньица в блюдце с водой), непрорастание вглубь – не ведёт ли это нас к манкуртизму?

Мне представляется этот вопрос особенно актуальным именно теперь, когда в школах до минимума сокращены часы, отведённые на родную литературу.



Источник: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg532005/Polosy/5_3.htm
Категория: ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ | Добавил: inductor1 (03.05.2007) | Автор: Владимир ПОРТНОВ
Просмотров: 1909 | Рейтинг: 5.0 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz