Маленький ребенок – это губка, которая впитывает все, что происходит вокруг. Образование не только явный процесс, но гораздо больше – неявный. Семья, знакомые, друзья, школа, улица… – это тоже воспитатели маленького человека. И в этом многообразии учителей главная роль, конечно, принадлежит семье. Наше отношение к жизни, реакции на происходящее вокруг, что мы говорим, как смеемся, выражение лица… буквально все влияет на наших детей. Они во многом не такие как мы, у них свои взгляды, особенности, характер…, но очень многое они берут от нас, подражают, стараются все делать, как взрослые… Так что не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас, побуждая становиться лучше, сдержаннее, мудрее…
Что важнее – воспитание или образование? Существует мнение, что образование вещь лукавая, оно зачастую вредит человеку, заполняя сознание штампами, стереотипами, устаревшими знаниями… Таким образом блокируется восприятие всего нового, необычного, нестандартного. А ведь, действительно, современное образование – это набор традиционных (старых) взглядов, устоявшихся (морально устаревших) представлений, классических (отживших) научных теорий… Они, как собака на сене, не позволяют новым (принципиально иным) точкам зрения находить место в сознании, блокируют все, что не соответствует полученному в школе багажу…
Мы обычно не задаемся вопросом о подлинных целях воспитания и образования, какова их главная задача. В основном, все сводится к вопросам обучения ребенка определенным нормам общественного поведения и набору тех или иных знаний, которые помогут устроиться в жизни.
Но мы нередко забываем, что воспитание должно предшествовать образованию, позволяя молодому человеку становиться самостоятельно мыслящей личностью, для которой понятия самоуважения, достоинства, долга – вполне реальные ценности, а понятие Родины связано с высшими достижениями культуры. Воспитание формирует личность, образование – специалиста. В одном из интервью космонавта А.Леонова спросили, кем станет его сын, когда вырастит? «Прежде всего, он должен стать человеком», ответил Алексей Архипович. Видимо, не стоит пояснять, что он имел ввиду под словом «человек».
В этой рубрике мы попытаемся рассказать о том, каким может стать образование в недалеком будущем, на какие качества юного человека будет делаться акцент. Казалось бы, нет необходимости напоминать о развитии в детях таких качеств, как любовь, сострадание, искренность, мужество, подвиг, способность видеть красоту… Для многих эти вещи самоочевидны. Но в последнее время нарастает тенденция замены вполне естественных ценностных приоритетов сугубо прагматическим подходом к жизни.
Общественный сдвиг, произошедший в начале 90-х, разделил нас. Каждый оказался предоставленным себе. Люди стали иначе чувствовать, иначе мыслить, перестали учить детей тем простым истинам, которые были когда-то понятны, что называется, по умолчанию. Теперь каждый сам за себя. Разумеется, это заставляет задумываться о тех ценностях, которые были основополагающими, формировали целостного, внутренне богатого, широко образованного и мыслящего человека. Горизонт современной личности сузился до обустройства личного благополучия, он уже с трудом вмещает такие когда-то азбучные истины, как совесть, чуткость, сердечность… Молодых людей учат в основном как грамотно брать, и ни слова не говориться о том, что значит давать.
В будущих школах все будет иначе. Там будут учить достоинству и чести, ответственности и героизму. Философы древности говорили: «То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага». Не будет места лжи, грубости, насмешкам. Главной задачей школы станет облагораживание и возвышение человека. Этой цели будет служить музыка, красивая речь, неподдельная любовь к знанию, забота о ближнем… На смену экзаменам придут самостоятельные работы, школы станут самыми красивыми зданиями. Начальное обучение будет начинаться с максимально раннего возраста. По свидетельствам ученых после трех лет организм ребенка уже полон самых разнообразных восприятий. Главной формулой обучения будут слова «Ты все можешь!»
Умение мыслить будет одним из предметов, преподаваемых в школе будущего.
Целесообразность станет ключевым словом всякого начинания. Каждый предмет будет отражать величие Мироздания. Обсерватории, дающее представление о величественной картине мира, станут любимым местом каждого школьника. Великие астрономы не раз говорили о чувствах, возникающих при созерцании звездного неба: «Такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мысли. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем». Скорее, зрелище семейных ссор может потрясти сознание.
Мыслители Востока не раз подчеркивали удивительную силу красоты. «Среди воспитания первое место будет принадлежать восприятию красоты. Человек станет принадлежать красоте. Он будет видеть ее в каждом солнечном луче. Он сможет принять красоту в сочетании звуков».
Если сегодня оценки ставятся лишь за ответы, то в школе будущего знания станут оцениваться и по вопросам.
Необходимость менять подходы к образованию диктуются и тем, что новое молодое поколение сильно отличается от своих сверстников лет 20-30 назад. Современные дети более независимы, раскованы, способны беспристрастно оценивать личность учителя, видеть его слабые и сильные стороны, их не останавливает авторитет присущий преподавателю по должности, они иначе смотрят на мир и на свое место в нем.
Основной силой учителя будущего станет качество убедительности. Его работа будет одной из самых уважаемых в обществе. Печать незабываемой новизны будет отличать каждое его слово.