(Журнал
"Феникс", Москва, Региональный Центр переподготовки работников
образования "Развитие личности", 1994, N3, стр. 5-8)
Франкл (Frankl) Виктор (род. 16 мая 1905
г.) - австрийский психиатр и психолог.
Создатель нового
направления в психотерапии
- логотерапии. В 1942 г. был арестован нацистами и брошен в
концлагерь. Во многом из
осмысления опыта лагерной жизни сложились у В. Франкла основные идеи его логотерапии
(от древнегреч. "логос" - смысл), в центре которой стоит задача помочь
человеку в его поисках смысла жизни.
Логотерапия занимается смыслом человеческого
существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии борьба за смысл
жизни является основной движущей силой для человека.
CTPEMЛЕНИЕ К СМЫСЛУ
Поиск каждым человеком смысла является
главной целью его жизни. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть
и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда
он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность
в смысле. Человек способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и
ценностей!
Несколько лет назад во Франции
проводился опрос общественного мнения. Результаты показали, что 89% опрошенных
считают, что человек нуждается в "чем-то таком", ради чего он живет.
Другими словами, потребность в смысле является для большинства фактом, а не
слепой верой.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ
Человеческое стремление к смыслу жизни
может быть фрустрировано; в этом случае логотерапия говорит об "экзистенциальной
фрустрации". (Экзистенциальная фрустрация - потеря смысла человеческого
существования).
Экзистенциальная фрустрация может
привести к неврозу.
НУСОГЕННЫЕ НЕВРОЗЫ
Нусогенные неврозы (неврозы,
связанные с духовными проблемами, "нус" - дух, смысл - греч.)
возникают не из конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта
между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов, или говоря
вообще, из духовных проблем. Среди этих проблем экзистенциальная фрустрация играет
большую роль.
Не всякий конфликт обязательно невротичен,
огромное количество конфликтов нормально и вполне естественно, точно также и страдание
не всегда является патологическим явлением. Не будучи симптомом невроза, страдание
может быть даже достижением человека, особенно если оно выросло в рамках экзистенциальной
фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе ни патологична, ни патогенна.
Озабоченность человека, даже отчаяние по поводу ценности собственной жизни, является
духовным несчастьем, но ни в коем случае не психическим заболеванием. Интерпретация
духовного страдания в связи с прошлым приводит к сохранению экзистенциального отчаяния
пациента под грудой утешительных средств. Задачей же является - проведение
человека через зкзистенциальный кризис развития и роста.
Логотерапия считает своей задачей
помощь пациенту в поиске смысла своей жизни.
НУСОДИНАМИКА
Несомненно, что поиск смысла и ценностей
скорее вызываетвнутреннее напряжение, чем приводит к равновесию. Однако именно
это напряжение является предпосылкой психического здоровья. Я решился бы даже утверждать,
что нет ничего в мире, что столь эффективно помогало бы человеку справиться даже
с самыми неблагоприятными условиями, как уверенность в том, что смысл жизни
существует.
Есть очень много мудрости в словах
Ницше: "Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как". В нацистском
концлагере можно было наблюдать, что те, кто знал, что есть некая задача,
которая ждет своего решения и осуществления, были более способны выжить.
Что касается меня, то когда меня забрали
в концентрационный лагерь Освенцима, моя рукопись, уже готовая к публикации, была
конфискована. Конечно же, только глубокое стремление написать эту рукопись заново
помогло мне выдержать зверства лагерной жизни. Например, когда я заболел тифом,
то, лежа на нарах, я записал на маленьких листочках много разных заметок, важных
при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что
эта переработка потерянной рукописи в темных бараках концентрационного лагеря
Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс.
Я считаю опасным заблуждением предположение,
что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии
"гомеостазис". На самом деле человеку требуется не состояние равновесия,
а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. То, что ему необходимо, не просто
снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения,
которое обязательно будет осуществлено.
Человеку требуется не равновесие, а то,
что я называю "нусодинамикой", т.е. духовной динамикой в рамках полярного
напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, которая будет реализована,
а второй полюс - человека, который должен осуществить эту цель. Не следует думать,
что последнее утверждение справедливо лишь для нормальных условий,- у невротиков
подобный механизм еще более значим. Когда архитектор хочет укрепить ветхую арку,
он увеличивает груз, положенный на нее, так как таким образом концы арки теснее
сближаются друг с другом. Если терапевт хочет восстановить душевное здоровье пациента,
то он не должен бояться увеличить подобный груз посредством переориентации пациента
по поводу смысла его жизни.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ
Экзистенциальный вакуум - явление
широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той
двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно человеком.
В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов,
которые определяли поведение животного и посредством которого оно охранялось. Такая
защита, подобно раю, закрыта для человека навсегда: человек должен совершать выбор.
Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции,
которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт
не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что
он должен делать. Все больше и больше он начинает руководствоваться тем, что заставляют
его делать другие, все в большей степени становясь жертвой конформизма.
Экзистенциальный вакуум проявляется
в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр, когда он говорил,
что человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями
- нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время часто ставит перед
психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей
быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному
увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает,
что же делать со вновь образовавшимся свободным временем. Давайте задумаемся, например,
о "воскресных неврозах" – таком вице депрессии, которая охватывает многих
при сознании недостатка содержании в своей жизни, когда обрывается натиск
недельных занятий и становится очевидна пустота своего существования. Немало случаев
самоубийства можно было бы объяснить экзистенциальным вакуумом.
Такие широко распространенные явления,
как алкоголизм и юношеская преступность, будут непонятны до тех поp, пока мы не
обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе. Это справедливо также и
по отношению к преступникам,
и по отношению к кризисам пожилых
людей.
Более того, существуют различные скрытые
формы и ложные проявления, за которыми обнаруживается экзистенциальный вакуум. Иногда
фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируется стремлением к власти,
включая наиболее примитивную форму воли к власти - желание денег. В других случаях
место фрустрированной потребности в смысле жизни занимает стремление к
удовольствию.
Экзистенциальная фрустрация поэтому часто
приводит к сексуальной компенсации. В таких случаях мы наблюдаем сильное сексуальное
влечение, разросшееся на почве экзистенциального вакуума. Аналогичное явление
имеет место в случае невроза.
Давайте теперь рассмотрим то, как мы
должны вести себя, когда человек спрашивает, что есть смысл жизни.
СМЫСЛ ЖИЗНИ
Я сомневаюсь, что психолог может
ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека
к человеку изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,
а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени. Постановку
вопроса о смысле жизни, когда он задан вообще, можно сравнить с вопросом, заданным
чемпиону по шахматам: "Скажите, учитель, какой самый лучший ход в мире?"
Просто не существует такой вещи как наилучший или просто хороший ход, в отрыве от
конкретной игровой ситуации, в отрыве от конкретной личности противника. То же
самое справедливо и в отношении человеческого существования. Мы не должны искать
абстрактного смысла жизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни,
каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации.
Человеческую жизнь поэтому нельзя переместить с места на место, жизнь конкретною
человека неповторима. Итак, задача каждого - единственна, как единственны и специфические
возможности ее существования.
Логотерапия видит в ответственности
перед жизнью самую сущность человеческого существования.
СУЩНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Объявляя, что человек - творец ответственности
и должен актуализировать потенциальный смысл своей жизни, я хотел подчеркнуть, что
истинный смысл жизни можно скорее найти в мире, чем внутри человека, или внутри
его психики, даже если бы она была закрытой системой. Человеческое существование
есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализация не может
быть возможной целью еще и по той простой причине, что чем больше будет человек
за нее бороться, тем больше он будет терять ее, так как только в той степени, в
которой человек отдает себя осуществлению своего жизненного смысла, он так же и
актуализирует, проявляет себя. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута,
если она замыкается на саму себя. Она достижима только тогда, когда является побочным
эффектом самотрансценденции.
Согласно логотерапии мы можем обнаружить
смысл жизни тремя путями:
I) совершая дело (подвиг);
2) переживая ценности;
3) путем страдания.
Первый путь - путь достижения и осуществления
цели, - очевиден. Второй и третий - требуют дальнейшего рассмотрения.
СМЫСЛ ЛЮБВИ
Любовь является единственным способом
понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать
суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится
способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, и, более того,
он видит потенциальное в нем, то, что еще не выявлено, но должно быть выявлено.
Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность.
Помогая осознать то, кем он
может быть и кем он будет в будущем,
он превращает эту потенциальность в истинное.
В логотерапии любовь не рассматривается
как простой эпифеномен сексуальных влечений и инстинктов в смысле так называемой
сублимации. Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является
способом выражения любви. Секс оправдан, даже необходим, коль скоро он является
проводником любви.
Третий способ найти смысл жизни -
страдание.
СМЫСЛ СТРАДАНИЯ
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой
ситуацией, когда oн становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена,
например, при неизлечимой болезни или стихийном бедствии, ему представляется случай
актуализировать высшую ценность, осуществить глубочайший смысл, смысл страдании.
Потому что высшая сущность - наше отношение
к страданию, отношение, в котором мы берем на себя страдание.
Позвольте мне привести следующий пример.
Однажды пожилой практикующий врач консультировался у меня по поводу своей серьезной
депрессии. Он не мог пережить потерю своей супруги, которая умерла два года назад
и которую он любил больше всего на свете. Но как я мог помочь ему? Что я мог
ему сказать? Я отказался вообще от каких-либо разговоров и вместо этого
поставил перед ним вопрос: "Что было бы, доктор, если бы вы умерли первым,
а жена ваша осталась бы в живых?" "О, - сказал он, - для нее это было
бы ужасно, как бы она страдала!" После этого я заметил: "идите, доктор,
каким страданием это бы ей обошлось, и именно вы заставили бы ее так страдать.
Но теперь вы платите за это, оставшись в живых и оплакивая ее". Он не сказал
ни слова, только пожал мою руку и молча ушел. Страдание каким-то образом перестает
быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл, как например,
смысл жертвенности.
Конечно, этот случай не был терапией
в обычном смысле, во-первых, потому, что отчаяние в данном случае не было
болезнью, и, во-вторых, потому, что я не мог изменить его судьбу, я не мог возвратить
его супругу. Но в тот момент я сумел изменить его отношение к своей неизменной судьбе.
Именно с этого мгновения он смог, наконец, увидеть смысл своего страдания. И это
- один из основных принципов логотерапии: основное дело человека вовсе не в получении
удовольствия или избегания боли, а скорее в видении смысла своей жизни. Поэтому
человек готов даже страдать, при условии, что его страдание имеет смысл.
Существуют ситуации, которые лишают
человека возможности делать какое-либо дело или наслаждаться жизнью: неизбежность
страдания не может быть преодолена. В принятии этой неизбежности страдать жизнь
обретает смысл в своей высшей точке, она сохраняет свой смысл буквально на грани.
Другими словами, смысл жизни безусловен, так как он включает даже потенциальный
смысл страдания.
МИМОЛЕТНОСТЬ ЖИЗНИ
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла,
принадлежит не только страдание, но сама смертность человека, не только отчаяние,
но страх смерти.
Мимолетность нашего существования несомненно
создает его бессмысленность. Но она же формирует нашу ответственность, так как все
зависит от реализации по существу временных возможностей. Человек постоянно делает
выбор из массы существующих возможностей, которая из них будет обречена на несуществование,
а какая будет актуализована. Какой-то выбор будет сделан раз и навсегда - это бессмертный
след на песке времени! В каждое мгновение человек должен решать, плохо или хорошо
то, что будет памятником его существованию.