Глобальный кризис наших дней Человечество в целом имеет в своем распоряжении колоссальные ресурсы в виде финансовых средств, технологий, рабочей силы мужчин и женщин. Современная наука разработала эффективные средства, способные решать большинство острых проблем сегодняшнего мира - бороться с большинством заболеваний, ликвидировать голод и бедность, снизить объемы промышленных выбросов и заменять разрушительное ископаемое топливо возобновляемыми экологически чистыми источниками энергии. Проблемы, которые стоят перед нами не экономического или технологического характера, их глубинный источник лежит внутри человеческих свойств. В силу этих свойств гигантские ресурсы были растрачены на абсурдную гонку вооружений, борьбу за власть и на стремление к "неограниченному росту". Они также не позволяют осуществить более правильное распределение богатства среди людей и народов, переориентироваться с экономических и политических проблем на экологические приоритеты, от которых зависит существование жизни на нашей планете. Дипломатические переговоры, административные и юридические меры, экономические и социальные санкции, военные интервенции и прочие подобные действия были безуспешными; по сути дела, они зачастую создавали больше проблем, чем решали. Теперь становится все более ясно, почему это происходило именно так. Стратегии, использовавшиеся для смягчения кризиса, проистекают из той же идеологии, которая его породила. Результаты анализа свидетельствуют, что нынешний глобальный кризис, прежде всего, является кризисом психодуховным; он отражает уровень эволюции самосознания человека. Таким образом, сложно представить, как он мог бы быть разрешен без радикальной глобальной внутренней трансформации человечества и достижения им более высокой степени зрелости и духовной осознанности. Задача наполнения человечества совершенно новым набором ценностей и целей может показаться слишком нереалистичной и утопичной, чтобы дать нам реальную надежду. С учетом определяющей роли насилия и алчности в человеческой истории возможность трансформации современного человечества в существа, способные к мирному сосуществованию со своими соседями вне зависимости от их расы, цвета, религиозных или политических убеждений, не говоря уже о сосуществовании с другими видами, бесспорно, не выглядит слишком правдоподобно. Мы стоим перед необходимостью внушить человечеству глубокие этические ценности, чувствительность к потребностям других, добровольное согласие на жизнь без излишеств и острое понимание экологических императивов. На первый взгляд, такая задача выглядит слишком фантастической даже для футуристического фильма. Однако, хотя ситуация серьезная и критическая, она может быть не так безнадежна как кажется. После более чем полувека интенсивных исследований холотропных состояний сознания, я пришел к выводу, что теоретические концепции и практические подходы, разработанные трансперсональной психологией, наукой, которая пытается интегрировать духовность и новую парадигму западной науки, могли бы помочь смягчить кризис, перед которым мы все стоим. Эти исследования свидетельствуют о том, что радикальная психодуховная трансформация человечества не только возможна, но и уже фактически происходит. Вопрос только в том, будет ли она достаточно быстрой, для того чтобы повернуть вспять нынешнее движение человечества к самоуничтожению. Современное мировоззрение, миф и взгляды, лежащие в основе глобального кризиса Старые воззрения, двигавшие вперед Западную технологическую цивилизацию, получили мощную поддержку и обоснование от науки, базировавшейся на Ньютоно-Картезианской парадигме и монистическом материализме. Эти воззрения на мир основаны на метафизическом допущении, что мир представляет собой жестко детерминированную механическую систему, в которой материя первична. Жизнь, сознание, разум рассматривались как случайный побочный продукт материи, практически счастливая случайность, которая произошла на незначительной части безграничного пространства по прошествии миллиардов лет эволюции инертных и химически активных неорганических материалов. Согласно старым воззрениям, вселенная и природа не имеют направляющей разумной силы или креативного плана развития. Все невероятное многообразие форм, выявленное различными науками - от астрономии до биологии и квантново-релятивистской физики, относилось на счет бессмысленных комбинаций материальных частиц. Неорганические материальные частицы случайно создали неорганические соединения, которые в свою очередь случайно организовались в живые клетки. Вся Дарвиновская эволюция от одноклеточных организмов до человека рассматривалась как движимая случайными генетическими мутациями и естественным отбором. Согласно этим воззрениям, главным механизмом эволюции были выживание сильных и воинствующая стратегия эгоистического гена. Это казалось достаточным объяснением для преследования личных интересов в соревновании с и за счет других - от личной жизни до коллективных экономических, политических и военных устремлений. Эти постулаты были подкреплены выводами глубинной психологии, разработанной Зигмундом Фрейдом и его последователями, согласно которым все наше поведение заключается в анализе, базирующемся на основных инстинктах. С этой точки зрения любовные чувства - это не что иное, как формирование реакции на нашу врожденную враждебность или десексуализированые интересы наших родителей, этическое поведение основывается на страхе наказания, эстетические интересы - это психологическая защита от мощных анальных импульсов и т.д. Не будь общественных ограничений, пенитенциарных институтов и суперэго, созданного родительскими запретами, - мы бы все погрязли в беспорядочном сексе, убийствах и воровстве. Религиозные верования и духовные интересы любого рода по сути дела относятся к суевериям, легкомыслию, примитивной вере в магию, навязчивым неврозам, возникающим из-за подавления анальных импульсов и неразрешенных комплексов Эдипа или Электры, или в результате серьезной психопатологии. Наши нынешние научные воззрения обеспечивают прямо или косвенно, поддержку современной этике и стратегии жизни. Западное капиталистическое общество восхваляет личный успех за счет остальных. Представляется совершенно естественным создавать лучшее будущее для близкой тебе группы людей за счет других (например, разбазаривание невозобновляемых запасов природного топлива, выливающееся в загрязнение окружающей среды ради обеспечения высокого уровня жизни для себя, рассматривание убийства невинных граждан в других странах как "побочный эффект" в стремлении к обеспечению собственной безопасности и т.д.). Мы не в состоянии увидеть и оценить крайнюю важность сотрудничества, синергии и мирного сосуществования для выживания планеты. Нам также промывают мозги, внушая, что наше благосостояние прямо пропорционально и зависит от материальных средств - личного дохода и собственности, роста валового национального продукта и т.д. Есть и другие специфические проблемы, относящиеся к нынешней политической ситуации в США, стране, которая в силу своей огромной экономической и политической мощи является ключевым игроком в глобальном кризисе. Демократические идеалы лелеются и защищаются, прежде всего, американскими либералами. Главенствующей философией этой группы является гуманизм, который, как правило, тесно связан с атеизмом, так как религиозные верования для этой группы представляются наивными и противоречащими здравому смыслу и научным воззрениям. Данный подход не занимается вопросами духовных потребностей, хотя история показывает, что эти потребности представляют собой важные и мощные силы присущие человеческой расе, более мощные, чем секс, который Фрейд считал основным мотивационным фактором психологии . Социальным заботам либералов, их филантропическим усилиям, их пониманию экологических проблем, а также антивоенным выступлениям в их нынешней форме недостает более глубокого идеологического базиса и духовного фундамента. Их можно легко отмести прочь, так как признаки слабости чужды капиталистической ментальности. Это видимо является основной причиной возрастающей популярности фундаменталистских и неоконформистских групп, представляющих свои идеи уже с использованием религиозной терминологии. Эти группы во многом нарушают основные принципы демократии, однако отвечают на духовные запросы своих последователей. Эти последователи предпочитают не обращать внимания на то, что их лидеры пичкают их бесполезными религиозными догмами и опасными и вводящими в заблуждение нелепостями, которые эксплуатируют их духовные потребности, но фактически не удовлетворяют их. Даже в такой искаженной форме намеки на божественное оказывают чрезвычайно сильное воздействие и могут затмить собой демократические идеалы и элементарную добропорядочность. Религия, призванная объединять (от лат. religare - вновь объединиться), становится разобщающим элементом в мире, не только разделяющим одну конфессию от другой известными нам по истории методами ("Мы христиане, а вы - язычники", "мы католики, а вы - протестанты", "мы мусульмане, а вы - неверные", "мы евреи, а вы - гои"), но также и в специфических для Америки формах ("мы избранные, мы приобщимся к Богу, мы объединимся с Иисусом, а вы останетесь там, где вы есть"). Нам необходимо ви'дение, которое было бы действительно демократичным (т.е., не отождествляющим демократию с насильственным навязыванием ценностей Западного капиталистического общества) и действительно удовлетворяющим духовные потребности человека. Я глубоко убежден, что решение находится в том, что я уже пытался выразить, - в этом духовном измерении, которое связывает все культуры и фактически все человечество. Если демократия не только стремится к выживанию, но и к успешному распространению и разрешению конфликтов между культурами, то тогда, по моему мнению, она должна вернуться к своим собственным трансцендентальным источникам… Планетарная демократия пока не существует, но наша глобальная цивилизация уже подготавливает для нее место: Эта сама Земля, на которой мы живем, и Небеса над нами. Только при таком сценарии взаимность и общность человеческой расы может быть воссоздана, с уважением и благодарностью за то, что находится за пределами каждого из нас и всех нас в целом. Авторитет мирового демократического порядка попросту не может быть построен на чем-то еще помимо возрожденной власти универсума". Далее я попытаюсь дать анализ этих воззрений на основе моих наблюдений сделанных за годы исследований холотропных состояний сознания. Это не теоретизирование или результат рассуждений, а мировоззрение и жизненная стратегия, которая спонтанно развивается в людях, которые в процессе освобождения себя от последствий родовой травмы и травмы ранних лет жизни, испытывали глубокие трансперсональные ощущения. Серьезные экспериментальные исследования подобного рода приводят нас к тому, что мы можем назвать "духовным разумом". Нетрудно понять, что важнейшим необходимым условием для существования является разум в широком смысле - способность учиться, память, мышление и здравый смысл, способность адекватно реагировать на воздействия материального окружения. Последние исследования подчеркивают особую роль "эмоционального разума", способности адекватно реагировать на влияние человеческого окружения, и искусства межличностного общения . Наблюдения, проведенные при исследованиях холотропных состояний, подтверждают извечный основной принцип философии, согласно которому качество нашей жизни, в конечном счете, зависит от того, что можно назвать "духовным разумом". Духовный разум - это способность жить с глубоким философским и метафизическим осознанием реальности и нас самих. Буддийские тексты называют эту духовную мудрость "праджна парамита". В отличие от догм организованной церкви, духовный разум, полученный в процессе экспериментального самоисследования достаточно силен, чтобы выйти над научным мировоззрением материалистической науки. В то же время, он также эффективен как средство противодействия бессмысленным догмам организованных религий. Результаты современных исследований сознания и трансперсональной психологии Наблюдения в процессе психоделической терапии, холотропного дыхания, и работы с пациентами, испытывающими состояния духовного кризиса, показали, что склонности человека к насилию и алчность имеют гораздо более глубокие корни, чем предполагают нынешние биологические теории (голая обезьяна, ген эгоизма, триединый мозг) и психологические теории (психоанализ, философия "эго" и близкие к ним школы). Глубокие мотивационные силы, стоящие за этими опасными склонностями, происходят на перинатальном и трансперсональном уровнях психики, уровнях, которые классическая психология не рассматривает Выводы о том, что корни насилия и неутолимой алчности лежат куда глубже, чем академическая психиатрия могла только предположить, и что их размеры в психике человека поистине беспредельны, могли бы кого угодно привести в уныние. Однако в противовес этому было сделано впечатляющее открытие нового терапевтического механизма и трансформативных потенциалов, которые можно использовать в холотропных состояниях на перинатальном и трансперсональном уровнях психики. За годы исследований я наблюдал глубокое улучшение эмоционального и психосоматического состояния у многих людей, вовлеченных в серьезное экспериментальное самоисследование и путешествие внутрь себя. Некоторые из них медитировали и занимались регулярно духовными практиками, другие проходили психоделические сеансы или участвовали в различных формах экспериментальной психотерапии или самоисследованиях, или в шаманских ритуалах. Я также был свидетелем глубоких позитивных изменений во многих людях, получивших адекватную поддержку во время их спонтанных психодуховных кризисов ("духовные бедствия"). Процесс духового раскрытия и трансформации обычно углублялся и далее в результате трансперсональных переживаний, таких, как отождествление себя с другими людьми, человеческими группами в целом, животными, растениями и даже с неорганическими материалами и природными процессами. В других случаях люди получали сознательный доступ к событиям, происходящим в других странах, культурах и исторических периодах, и даже на уровнях мифологии и архетипичных созданиях коллективного бессознательного. Ощущения космического единства и собственной божественности приводили ко все большему отождествлению с Творением в целом и привносили чувства благоговения, любви, сострадания и внутреннего мира. То, что началось как психологический опыт бессознательной психики, проводимый в терапевтических целях, автоматически стало философским поиском смысла жизни и духовных открытий. Люди, задействовавшие трансперсональные уровни своей психики, развивали в себе новое понимание существования и благоговения перед всеми формами жизни. Одним из наиболее ошеломляющих последствий различных форм трансперсональных переживаний было спонтанное появление и развитие глубокой обеспокоенности социальными и экологическими проблемами, а также и стремление к вовлеченности в обслуживание интересов общества. Это основывалось на понимании на клеточном уровне, что границы мироздания условны, и каждый из нас тождественен всей системе существования. Внезапно стало очевидным, что мы не можем ничего поделать с природой без того, чтобы сделать это также и с самим собой. Различия между людьми стали представляться скорее интересными и взаимно обогащающими, нежели несущими угрозу, будь то различия пола, расы, цвета кожи, языка, политических убеждений или религиозных верований. После такой трансформации эти люди (также как американские астронавты, которые увидели Землю из космоса - см. Микки Лэмли: Обратная сторона Луны) развивали в себе глубокое чувство гражданина планеты, а не просто гражданина отдельной страны или члена конкретной расовой, социальной, идеологической, политической или религиозной группы. Становилось очевидно, что подобная трансформация увеличила бы шансы на выживание, если бы она могла произойти в достаточно широком масштабе. Новое восприятие реальности и новый миф как жизненный ориентир Образ мироздания в целом, на котором базируется новое восприятие, основывается на философских выводах квантово-релятивистской физики и человеческого фактора. Он подразумевает сознание как фундаментальный аспект существования, равный или возможно главенствующий над материей, а не как случайный или побочный продукт развития материи. Он рассматривает мироздание как продукт высшего творящего разума и растворенного в нем ("anima mundi"). Вместо Ньютоновской сверхмашины, состоящей из отдельных частей (элементарных частиц и объектов), он рассматривает мироздание как единое поле, органическое единство, в котором все осмысленно взаимосвязано. Новая биология признает, что эволюция видов была движима созидательным разумом и что синергия и взаимодействие между видами было как минимум таким же важным фактором, как и выживание сильнейших по Дарвину. Биосферу и ее обитателей невозможно понять, если брать в расчет только материал, из которого они состоят, без объяснения источника происхождения их форм, содержательных взаимоотношений и эстетических аспектов Творения. Концепции, близкие к резонансу форм и морфогенетических полей Шелдрейка, являются определяющими для понимания функционирования ДНК и генетического кода, а также взаимодействия сознания, памяти и мозга (см. Шелдрейк: "Новая наука Жизни"). Голографическое мышление, разработанное Дэвидом Боумом и Карлом Прайбрэмом, позволило рассмотреть в новом свете отношения между общим и частным (см. "Общее и вытекающий из него порядок"; Прайбрэм: "Языки мозга"). Эрвин Ласло разработал блестящую модель взаимосвязанного мироздания в своей концепции "пси-поля" или "поля акаши" (см. Ласло: "Творящий космос; "Гипотеза о взаимосвязанности", "Наука и поле акаши"). Современные исследования сознания и трансперсональная психология определили болезненную ограниченность и ошибки психоанализа Фрейда в понимании человеческой психики через здоровье и болезни. Они призывают к срочному и радикальному переосмыслению наиболее фундаментальных постулатов классической психологии и психиатрии в следующих областях: Природа человеческой психики и измерения сознания. Традиционная академическая психиатрия и психология используют модель, которая ограничивается биологией, постнатальной (послеродовой) биографией, и фрейдовским индивидуальным бессознательным. Чтобы объяснять все явления, происходящие в холотропных состояниях, мы должны радикально изменить наше представление об измерениях человеческой психики. Помимо послеродового биографического уровня, новая расширенная картография включает две дополнительных области: перинатальную (относящуюся к травме рождения) и трансперсональную (надличностную, охватывающую все виды наследственной, расовой, коллективной, и психогенетической памяти, кармические переживания, и архетипичные движущие силы). Природа и структура эмоциональных и психосоматических нарушений. Чтобы объяснять различные расстройства, которые не имеют под собой органической основы ("психогенная психопатология"), традиционная психиатрия использует модель, которая ограничивается изучением послеродовых биографических травм в младенчестве, детстве, и на протяжении последующей жизни. Новое понимание предполагает, что корни таких нарушений уходят гораздо глубже и имеют в своем составе доли, происходящие как из перинатального уровня (травма рождения), так и от трансперсональной области психики (как было определено выше). Эффективные терапевтические механизмы. Традиционной психотерапии известны только терапевтические механизмы, действующие лишь на уровне биографического материала, такие как вспоминание прошлого, снятие подавленности, воссоздание прошлого из сновидений и невротических симптомов, повторное переживание травматических воспоминаний и анализа переноса. Холотропные исследования открывают множество других важных механизмов исцеления и преображения личности, которые становятся доступными, когда наше сознание достигает перинатального и трансперсонального уровней. Стратегия психотерапии и самоисследование. Цель традиционной психотерапии состоит в том, чтобы составить рассудочное понимание понимания относительно того, как действует психика, почему симптомы развиваются и что они означают. Затем это понимание становится основанием для развития метода, который врачи могут использовать для лечения своих пациентов. Серьезными проблемами, связанными с подобной стратегией, являются удивительная несогласованность среди психологов и психиатров относительно основополагающих теоретических вопросов и проистекающее отсюда невероятное количество конкурирующих школ в психотерапии. Работа с холотропными состояниями представляет нам неожиданную радикальную альтернативу - привлечение глубинной внутренней информации пациентов, которая руководит процессом исцеления и преображения. Роль духовности в человеческой жизни. В западной материалистической науке нет места для какой-либо формы духовности и, фактически, она считается несовместимой с научным мировоззрением. Современные исследования сознания показывают, что духовность - естественная и исконная характеристика человеческой психики и мироздания. Однако, в этом контексте, важно подчеркнуть, что эта формулировка приемлема к подлинной духовности, а не к идеологиям официальных религий. Природа реальности: душа, космос, и сознание Вопросы о необходимых переменах, обсуждаемые до этого момента, касались в основном практики психиатрии, психологии и психотерапии. Однако результаты работы с холотропными состояниями выдвигают опровержения несравненно более фундаментального характера. Многие данные, полученные в ходе опытов и наблюдений по этой работе, настолько необычны, что они не могли быть поняты в контексте монистического материалистического подхода к действительности. Мировоззренческое воздействие этих данных оказалось заходящим столь далеко, что оно подрывало основополагающие исходные метафизические положения западной науки, в частности, те положения, которые касаются природы сознания и его отношения с материей. Новый взгляд на мир и основная стратегия жизни, которые возникают спонтанно в процессе глубокого исследования: 1. на уровне индивидуума: Наши самые глубокие потребности исходят из духовного мира; материальные средства не могут сделать нас наполненными и счастливыми, как только мы достигаем удовлетворения основных биологических потребностей (еда, безопасность, кров, секс). В курсе биографически ориентированной психотерапии, многие обнаруживают, что их жизнь была "настоящей" в некоторых конкретных областях межличностных отношений. Например, проблемы с властью родителей могут привести к характерным формам трудностей с персонами власти, причины повторяемых дисфункциональных форм в сексуальных отношениях могут быть прослежены к родителям в качестве моделей для сексуального поведения; проблемы родного брата или сестры могут окрасить и исказить будущие отношения с равным по положению, и так далее. Когда процесс эмпирического самоисследования достигает перинатального уровня, мы обычно обнаруживаем, что наша жизнь до этого момента была в значительной степени "ненастоящей" в целом, а не только в некоторых частных областях. Мы узнаем, к нашему удивлению и изумлению, что наша полная стратегия жизни была неверно сориентирована и поэтому неспособна к обеспечению подлинного удовлетворения. Причиной этому является тот факт, что это было прежде всего мотивировано страхом смерти и бессознательными силами, связанными с биологическим рождением, которые не были соответственно обработаны и не получили законченный вид. Другими словами, в течение биологического рождения, мы завершили процесс анатомически, но не эмоционально. Когда на нашу область сознания сильно влияет подсознательная память о родовых схватках, это ведет к чувству дискомфорта и неудовлетворенности текущим моментом. Это недовольство может фокусироваться на большом спектре проблем - неудовлетворительная физическая внешность, не отвечающие требованиям возможности и материальное положение, низкое социальное положение и влиятельность, недостаточное количество власти и известности и на многих других. Подобно ребенку, застрявшему в родовом канале, мы чувствуем сильную потребность достичь лучшей ситуации, которая находится где-то в будущем. Какой бы ни была реальность существующих обстоятельств, мы не находим ее удовлетворительной. Наше воображение продолжает создавать образы будущих ситуаций, которые кажутся более наполняющими нас, чем существующие. Кажется, что, пока мы не достигаем этого, жизнь будет только подготовкой к лучшему будущему, которое пока еще не стало реальностью. Это приводит к образу жизни, который мои пациенты описали как "однообразный механический труд" (образ бегущего хомяка во вращающемся колесе) или существование по типу "крысиных бегов". Экзистенциалисты говорят об "автопроектировании" в будущее. Эта стратегия - основная ошибка человеческой жизни. Это, по существу, стратегия проигравшего, так как она не доставляет ожидаемого удовлетворения. И с этой точки зрения неважно, действительно ли она приносит плоды в материальном мире. По словам Джозефа Кэмпбелла, это означает "забраться на верхнюю ступеньку лестницы и обнаружить, что она стоит не у той стены". Когда цель не достигнута, продолжающейся неудовлетворенности находится объяснение, что мы были не в состоянии предпринять исправляющих мер. Когда же мы преуспеваем в достижении наших стремлений, то это обычно не оказывает большого влияния на наши основные чувства, и тогда причину сохраняющейся неудовлетворенности находят в неправильности выбора цели или в недостаточности амбиций для ее достижения. Результатом является или подмена старой цели на новую, или увеличение амбиций того же самого типа. В любом случае неудача диагностируется неверно, поскольку является неизбежным следствием изначально неверной жизненной стратегии, которая в принципе неспособна приносить удовлетворение. Эта ошибочная модель, применяемая в широком масштабе, является причиной опрометчивой иррациональной погоней за различными грандиозными целями, которые ведут к гораздо большему страданию и еще большим проблемам в мире. Она может изжить себя на любом уровне значимости и богатства, так как она никогда не приносит истинного удовлетворения. Единственная стратегия, которая может значительно уменьшить это иррациональное влечение - полное высвобождение сознания, интегрирование травмы рождения в ходе целенаправленного внутреннего самоисследования и установление связи с трансперсональным уровнем психики. Современные исследования сознания и психотерапия переживания обнаружили, что самый глубокий источник нашей неудовлетворенности и стремление к совершенству находится даже вне перинатального сферы. То страстное желание, что правит человеческой жизнью, в конечном счете надличностно по своей сути. По словам Данте Алигьери, "желание совершенства - это такое желание, которое всегда делает любое удовольствие неполным, поскольку нет в этой жизни радости или удовольствия столь великого, чтобы оно могло утолить жажду нашей души" . В самом общем смысле, глубочайшие надличностные корни ненасытной алчности могут быть описаны с точки зрения концепции Кена Вилбера "Проект Атман" . Наша истинная природа божественна - Бог, Космический Христос, Аллах, Будда, Брахма, Дao - и хотя процесс творения отделяет и отчуждает нас от нашего источника, осознание этого обстоятельства полностью никогда не утрачивается. Глубочайшая побуждающая сила психики на всех уровнях эволюции сознания заключена в возможности возвратиться к опыту переживания нашей собственной божественности. Однако сдерживающие условия последовательных стадий развития мешают нам всецело пережить полное освобождение в Боге и в подобии Богу. Настоящий выход на ограничения личности требует смерти отделенного эгоизма, Я, умирающего в качестве исключительного субъекта. Из-за страха полного уничтожения и из-за цепляния за эго, человек вынужден соглашаться на заменители и суррогаты Атмана, которые являются специфичными для каждого конкретного этапа. Для эмбриона и новорожденного это означает удовлетворение, переживаемое в уютной матке или у вкусной груди. Для ребенка - это удовлетворение возрастных физиологических потребностей. Для взрослого диапазон возможных проектов мировой души Атмана становится шире; он включает помимо пищи и секса также деньги, славу, власть, внешность, знания и многое другое. Благодаря глубинному ощущению нашей истинной сущности в полном единении с космическим творением и самим творящим началом, заменители любого уровня и масштаба (проекты Атмана) всегда останутся неудовлетворяющими. Только лишь переживание своей божественности в холотропном состоянии сознания может когда-либо наполнить наши глубочайшие потребности. Таким образом, единственный способ утоления ненасытной алчности находится во внутреннем мире, а не в извечных мирских стремлениях и замыслах разного вида и размаха. Персидский мистик и поэт Руми выразил это необычайно точно: "Все надежды, желания, любови и привязанности, которые люди принимают за различные вещи - за отцов, матерей, друзей, за небеса, землю, дворцы, науки, деяния, еду и питье - святому известны как желания, направленные к Богу, а все те вещи - просто завесы. Когда люди покинут этот мир и увидят Господа без завес, тогда они узнают, что все завесы и покровы, которые теперь составляют предмет их желаний, на самом деле та, одна единственная Вещь" 2. На коллективном уровне: Как биологические организмы, мы являемся включенными в окружающую среду, и решительным образом зависим от чистого воздуха, чистой воды и почвы. Наш наивысший приоритет должен быть отдан на защиту этих жизненных ресурсов, необходимых для выживания и здоровья. Никакие другие интересы, даже вопросы об экономическом доходе, националистических, идеологических, религиозных мотивах не должны главенствовать над заботами о здоровье и выживании индивидуума и человеческого вида. Как сказал Бакминстер Фуллер, мы - "космический корабль под названием Земля" с ограниченными ресурсами. Эта задача требует перехода на восстанавливаемые энергетические источники, которые всегда будут доступны и не будут загрязнять окружающую среду (солнечная энергия, энергия нулевой точки). Нельзя допускать производство материалов, которые не разлагаются микроорганизмами, не предусмотрев их утилизацию или же их уничтожение. Возрастающее химическое загрязнение воды, воздуха и почвы, накопление радиоактивных осадков, и замусоривание пластиковыми отходами поверхности океана, охватывающее площадь размером со штат Техас - все это должно быть серьезным предупреждением. Наше единство с природой, так же как и со всем человечеством, диктует нам, что мы должны переступить расовые, сексуальные, национальные, культурные, политические и религиозные границы и барьеры и создать планетарную цивилизацию. Насилие как приемлемый способ решения конфликтов должно быть устранено. Мы должны иметь устройство мира, для которого защита окружающей среды и человеческой жизни - самое настоятельное требование. Во внешней политике мы должны быть, прежде всего, сосредоточены на совместных усилиях, сотрудничестве, содружестве, а не на борьбе с врагами (и, конечно же, не на создании для себя таких врагов). Соединенные Штаты с их невероятными научно-технологическими ресурсами и экономическими средствами должны стать ведущей силой в разработке альтернативных энергий. Эта цель заслуживает совместного усилия лучших умов в науке, сопоставимого с Манхэттенским проектом, она также может стать долгосрочным, радикальным решением серьезной политической проблемы. Ее успех сделает нас независимыми от ближневосточной нефти и устранит таким образом опасную экономическую зависимость от арабского мира. Она может стать самым эффективным способом борьбы с терроризмом мусульманского фундаментализма и с угрозой джихада. Следует развивать программы, которые помогут американской экономике, и в то же самое время помогут слаборазвитым странам стать нашими друзьями и снискать уважение в мире (например, помощь в развитии инфраструктуру в Индии, устранение голода и болезней, или орошение земель в Африке). Очевидно, что повышение жизненного уровня является самым эффективным способом борьбы с социальными волнениями и опасностью коммунизма. ** По-видимому, мы вовлечены в захватывающую гонку за временем, которой не найдется ничего равного во всей истории человечества. И ставка в ней ни что иное, как будущее жизни на этой планете. Если мы продолжим осуществление старых стратегий, которые по своим последствиям, несомненно, являются чрезвычайно разрушительными, маловероятно, что человеческий род выживет. Однако если достаточное количество людей испытает событие глубокой внутренней трансформации, мы могли бы достичь ступени и уровня эволюции сознания, когда мы станем достойными славного имени, которое дали своему виду: homo sapiens. Всестороннее представление, описанное выше, может быть рассмотрено как мозаика, состоящая из многих частей, каждая из которых представляет результаты исследования в конкретной научной дисциплине. Дальнейшая доработка и развитие ее различных частей требуют сотрудничества между различными отраслями исследований и связи теоретических концепций и их практического применения с помощью различных СМИ. статья целиком: http://nfipi.ru/
Источник:
http://www.apollina.ru/Library/Grof/Grof1.php |