На протяжении всей истории философии проблеме интуиции уделялось большое внимание. Без нее не мыслили себе творчество все великие мыслители и ученые. На проблему интуитивного познания и сущности интуиции обращали внимание издавна многие классики философии, такие как: Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Бергсон и т.д. Менялось понимание интуиции, различие между ним заключалось лишь в трактовке интуиции. Вопрос использования в человеческой деятельности интуиции как одной из форм познания, не познанной даже в наш прогрессивный информационный век, а если рассматривать более конкретно - вопрос использования человеком интуиции в принятии социально значимых решений в обществе, есть сложный вопрос. Рассматривать его необходимо многогранно и последовательно, с различных сторон и в нескольких аспектах. Рассмотрение проблемы интуитивного познания и интуиции логически обоснованно можно начать с методологии и теории познания как основы, базы для рассмотрения интуиции с точки зрения методологии и методологических принципов теории познания в проекции на интуицию как форму познания. И затем, переходя от общего к частному, можно рассматривать познавательные способности и интуицию как одну из этих способностей. Далее, так как понятие интуиции складывалось на протяжении определенного исторического периода под влиянием различных идей, концепций мыслителей, философских течений и школ, то определяется логическая необходимость рассмотреть вопрос определения интуиции в истории философии с взглядов древних мыслителей до взглядов наших современников. И еще один акцент. Если рассматривать вопрос использования интуиции как формы познания в человеческой деятельности, в практике (а именно в практике проявляется и определяется истинность интуитивного знания), то определяется необходимость рассмотреть практику как критерий достоверности и истинности интуитивного знания. Следующим значимым вопросом является использование интуиции в науке, ее место и значимость в социуме, а также концептуальные позиции современников к данному вопросу. В эпоху развития и массового распространения информационных технологий, с быстрым ростом объема информации, с возрастающей сложностью социальных процессов, происходящих в обществе, возникает проблема выбора и использования различных путей и способов принятия решений в различных областях жизнедеятельности человека. Социально значимые решения требуют оптимизации процесса принятия решений путем использования всех возможностей, которыми располагает человек. Целенаправленный, рациональный характер человеческой деятельности предполагает применение процедур принятия решений, для которых присущи сознательный и рассудочный характер. Поэтому чаще всего при постановке целей и решении различных задач применяются логические схемы. Однако с возрастающей сложностью процессов в социально-экономической, социально-политической сферах, с увеличением дифференциации в информационной сфере проявляется недостаточность использования только логических схем и типичных алгоритмов принятия решения. Необходим неординарный, творческий подход, расширяющий потенции субъекта, принимающего решение. Именно такие перспективы открывает использование интуиции, которую в данном контексте можно сравнить с вдохновением как основой «величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, не называемых ни научной, ни логической мыслью, не связанных со словом и с понятием в своем генезисе. И в этом основном явлении в истории научной мысли не только нельзя не считаться с ней, но необходимо усилить к ней научное внимание»1. Сегодня важно не только обладать знаниями в привычном понимании – в различных областях и о различных предметах, но и осознавать возможность использования интуиции, создавать необходимое информационное поле, постоянно расширяющееся за счет традиционного рационального знания. Принимаемые человеком решения основываются на его разуме. Без рациональной основы человеческая деятельность немыслима. Вместе с тем, она не ограничивается только рациональностью и рассудочностью. Значительную часть человеческой деятельности составляют иррациональные моменты. Поэтому особый интерес представляет интуиция, ее место в процессе принятия социально значимых решений, как с теоретической, так и с практической стороны. Реализация различных проектов, особенно в тех случаях, когда необходимо не только обычное использование дедукции, а получение нового знания, выходящего за рамки обыденных процедур, требует от человека проявления интуитивных способностей. Это также необходимо, когда процесс принятия решения ограничен различными факторами, влияющими на него: недостатком времени или информации, ее достоверностью, эмоциональным состоянием человека (страх) и т.п. Такие ситуации, с одной стороны, характерны для ряда профессий: военнослужащих, служащих МЧС и, с другой стороны - для критических ситуаций независимо от профессиональной сферы деятельности, когда руководителю приходится брать на себя ответственность за принимаемое решение, оказывающее влияние на судьбы других людей. В связи с существующей тенденцией изменения системы общественных отношений в России, возможностью возникновения различных социальных противоречий различного масштаба, как с позитивными, так и с негативными последствиями, возникает потребность в принятии адекватных решений, обеспечивающих социальное равновесие. С данной позиции определяется необходимость исследования влияния интуиции, интуитивных проявлений на процесс принятия социально значимых решений. Суть проблемы включает два аспекта: первый – необходимость изучения интуиции как формы познания, второй – возможность и степень использования интуиции в принятии решений и вопрос разработки критериев принятия решений с точки зрения их социальной значимости. За последние 30-40 лет разработано и существует немалое количество научных теоретических исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, а также исследований, имеющих прикладной характер, об интуиции и использовании ее в практической жизни и деятельности человека. Данные исследования представляют собой в основном попытки рассмотрения и изучения механизма действия интуиции, ее соотношения с областью сознания и бессознательного, с интеллектом, исследования возможности использования интуиции в практической деятельности, исследования в области научных открытий, а также руководства специалистов-практиков2. Если рассматривать первое направление в области исследования интуиции как одной из форм познания, то можно утверждать, что существует немного работ, в которых достаточно серьезное внимание уделялось бы анализу интуиции с научных философских позиций. В трудах представителей отечественной и зарубежной науки основное внимание уделяется исследованию эволюции понятия интуиции. В них изложены философские идеи, концепции интуиции, которые «в определенной мере отражают историю развития теорий познания и естественнонаучного знания: различные теории и отдельные самостоятельные концепции интуиции возникали в диалектической взаимосвязи с постановкой новых гносеологических проблем в науке, и в частности в связи с проблемой метода в естествознании и математике…»3. Это достаточно глубокие исследования интуиции4 с точки зрения эволюции понятия и попытки исследования сути интуитивного знания и механизма действия интуиции, исследование интуиции как одной из форм познания. Результаты этих исследований можно использовать для дальнейшего разрешения проблем интуитивного познания. Представителями отечественной науки интуиция рассматривается также в рамках мыслительных и креативных процессов5. В этих работах определяются условия решения творческих задач (проявления интуитивного знания), на основании которых «вызревало» интуитивное решение как озарение, инсайт, проявляющееся в целостном видении ситуации. Близки к такому пониманию творческой интуиции взгляды и западных исследователей6. В последние годы за рубежом определились многочисленные направления в исследовании интуиции, в том числе: в процессе творчества7, формирования и использования неявных знаний8, неформального обучения9. Авторы по-разному определяют интуицию. Например, Э. Берн определяет интуицию как знание в результате наблюдений без вербального выражения: «интуиция означает, что мы можем нечто знать, не зная, как мы это узнаем»10. М. Бунге определяет интуицию как «имеющиеся у человека знания, источник и способ которых он не может объяснить»11. Такие исследователи, как Ф. Воухан, Дж. Мишлов, В. Таггарт, М. Вескотт12, по-разному определяют понятие интуиции: как инстинкт, ощущение, воображение. Интересна точка зрения K. Вилда13, определяющего интуицию в двух аспектах: как процесс и как результат. В первом случае он рассматривает интуицию как способ получения новых знаний, а во втором как проявление этих знаний. В настоящее время имеется значительное количество источников и специализированной литературы в рамках первой части второго направления рассмотрения проблемы – исследования возможности применения интуиции в принятии решений. К данным источникам можно отнести различные исследования специалистов в области человеческих возможностей с целью принятия эффективных решений14. Некоторые западные исследователи и авторы отмечают важную роль интуиции в процессе принятия решений в профессиональной деятельности15, как источника новых знаний в творческой деятельности и свершении открытий16, в процессе принятия решений и решения проблем17. Отечественными авторами интуиция рассматривалась также в качестве составляющей творческого акта, например, Рубинштейном С.Л., Пушкиным В.Н.18. Эти авторы определили одно из важных условий для решения творческих задач (проявления интуитивного знания) – длительную сознательную и рациональную деятельность субъекта, на основании которой «вызревало» интуитивное решение, появляющееся как озарение, инсайт, проявляющееся в видении целостности ситуации. С этим утверждением согласен и западный автор Глэкстон Дж.19 Что касается зарубежных источников, то в настоящее время существует достаточно направлений исследования интуиции в области творчества20, формирования и использования неявных знаний21, принятия решений и решения проблем22, неформального обучения23. Авторы по-разному определяют интуицию: Берн Э. определяет интуицию как знание в результате наблюдений без вербального выражения: «интуиция означает, что мы можем нечто знать, не зная, как мы это узнаем»24. Бунге М. определяет интуицию как «имеющиеся у человека знания, источник и способ которых он не может объяснить»25. Некоторые западные исследователи и авторы отмечают важную роль интуиции в процессе принятия решений в профессиональной деятельности26, многие отмечают значимую роль интуиции в творческой деятельности и открытиях как источник новых знаний27. Ray M. и Myers R. проводили исследование процесса выбора при принятии решений менеджеров. Ими было выявлено, что те, кто опирался в процессе выбора и принятия решения не только на логику, но и руководствовался интуицией, добились более значительных результатов в своей деятельности. Один из западных исследователей определил пять основных ситуаций, когда управленцы пользуются интуитивными знаниями, например, при необходимости принятия решения в кратчайший срок28. Но, с другой стороны некоторые западные авторы убеждены, что интуиция может являться источником ошибок при принятии решений в связи с недостаточным объемом анализа ситуации29. Таким образом, интерес к области исследования интуиции и ее роли в человеческой деятельности, на практике, существует. Исследований области принятия социально значимых решений и использования интуиции в данном процессе не выявлено. Исходя из данного положения, определяется целесообразность для дальнейшего исследования данной темы в аспекте места интуиции в процессе принятия социально-значимых решений. Рассматривая вопрос о компонентах интуиции и принимая во внимание, что человеческие способности могут относиться как к области чувственного, так и рационального, можно определить, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию. В ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами. Поэтому именно интуицию считают основным источником получения новых знаний и открытий. Можно сделать предположение или выдвинуть гипотезу, что для проявления интуиции и применения ее в процессе принятия социально-значимых решений различного уровня необходимо наличие информационного поля поиска нахождения более эффективного и нетипичного решения, имеющего положительную перспективу в человеческой деятельности, на практике. В то же время, расширение информационного поля (его наработка), включающего рациональное, логическое начало, является одним из условий проявления более адекватного интуитивного знания. Чтобы данное высказывание было убедительным, необходимо рассмотреть некоторые моменты определения сущности интуиции как философской категории и историческую эволюцию проблемы интуиции. Основные положения исследования интуиции как формы познания в процессе принятия социально значимых решений можно изложить кратко в следующем порядке. Учитывая всю эволюцию взглядов на интуицию (и интуитивное знание как результат интуитивного проявления) в истории философии, она выступает как форма познания, как творческая способность, обеспечивающая появление нового знания. Именно интуиция является источником неординарного мышления, нового знания в процессе принятия решений в любой сфере деятельности, в том числе в процессе принятия социально-значимых решений. Существует определенный перечень условий, при которых интуиция срабатывает, или проявляет свое действие, но одним из значимых условий является наработанное информационное поле при изучении той или иной проблемы в процессе принятия решений, включающее профессиональную подготовку и глубокие знания в определенной области. И чем больше, шире данное информационное поле, тем больше вероятность проявления интуиции. Каким бы видом деятельности не занимался человек, он постоянно принимает те или иные решения. Решения принимаются на разных уровнях: государственном, региональном, районном, городском, уровне отдельной компании, предприятия, организации, учреждения или на семейном, личном уровне. Но какое бы решение не было принято, оно в большей или меньшей степени осуществляется в социальном окружении людей, то есть, так или иначе, оказывает влияние на окружающих. Другими словами, имеет социальное значение, как для узкого социального круга, так и для общества в целом. Выполняя свои функциональные обязанности, каждый руководитель или менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной цели и конкретных задач. Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов, не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений с применением интуитивного знания и их практического воплощения в жизнь, но, прежде всего, от личности человека, принимающего данное решение. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно знать и соблюсти определенные методологические основы процесса принятия решения с использованием интуиции. Хорошее решение накладывает на менеджера, руководителя любого уровня большую социальную нагрузку и ответственность и зависит от социально-психологической подготовленности руководителя, его опыта, широкого спектра личностных качеств. И чем выше социальный уровень принимаемых решений, тем большую моральную ответственность принимает на себя руководитель, если учитывать критерии определения социально-значимых решений. Управленческое решение устанавливает переход от того, что есть, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение. Чтобы найти правильные пути решения проблемы, человек, принимающий решение, не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации, то есть наработать информационное поле для последующего применения интуитивного знания. Ведь еще Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Процесс принятия решений имеет определенные компоненты, которые достаточно изучены, и составляют алгоритм принятия любого решения. Однако еще одним немаловажным значимым компонентом в данном алгоритме является процесс постановки цели. Именно наличие поставленной цели в процессе принятия решений является исходным критерием для дальнейшего проявления интуитивного знания в том или ином ракурсе, именно постановка определенной задачи (постановка вопроса) или постановка цели для проявления интуиции в процессе решения даст в конечном результате определенный ответ или решение. Для определения границ принадлежности различных решений к области социально-значимых необходимы определенные критерии. Автор предлагает несколько условий. Принимаемое решение будет считаться социально значимым, если оно: 1 условие - затрагивает социальное окружение и оказывает на него влияние; и чем большее количество людей оно захватывает, тем большее значение имеет (принимается оно на уровне одной организации и охватывает только работающих в ней людей в пределах 20-2000 человек, или принимается на региональном уровне и охватывает более 20000-100000 человек); 2 условие - приводит к положительному социально-экономическому эффекту; и чем шире зона данного положительного эффекта, тем большее значение имеет принимаемое решение (касается ли оно правильности стратегии и получения материальных выгод работников предприятия или оно касается законодательной части по повышению благосостояния населения области, страны и т.д.); 3 условие - приводит к развитию индивидуальных человеческих способностей и творчества как потенциала развития общества. Данные критерии являются общими и основными при определении социальной значимости принимаемых решений, но не исчерпывают все характеристики социальной стороны принимаемых решений и могут быть дополнены. Данные критерии относятся к любым принимаемым решениям независимо от области их осуществления и сферы применения. Однако следует учитывать, что данные критерии в основном относятся к решениям, имеющим положительную перспективу развития. В данном случае не учитывается отрицательный аспект влияния принимаемых решений, во внимание берется только позитивная сторона. Всякое научное исследование предполагает возможность создания типологии исследуемых явлений и процессов в целях их структурирования и повышения возможности раскрытия сущностных связей между составляющими их элементами. С этой точки зрения социально-значимые решения, составляющие достаточно обширную область и обусловливающие этим возможность определения типологии, могут быть представлены в виде следующих идеальных типов: по используемым методам, по творческому вкладу, по степени реальности проблемы. Каждый из этих типов в свою очередь включает еще несколько компонентов. Типологические критерии автор в данном случае предлагает следующие: • По используемым методам - здесь можно упомянуть несколько основных групп: а) принятие решений с использованием логико-математических схем; б) принятие решений с использованием нейролингвистических психотехнологий (НЛП-технологий); в) принятие решений с использованием интуитивных знаний. • По творческому вкладу - здесь можно выделить несколько групп: а) детерминированные решения, т.е. решения, жестко предопределенные, на содержании которых индивидуальные особенности человека, принимающего решение, практически не сказываются; б) рутинные, стандартизованные, т.е. решения, касающиеся зачастую выполнения стандартизованных, обычных обязанностей, они не являются жестко детерминированными, здесь уже может в той или иной мере проявляться стиль управления, их содержание предполагает индивидуальный вклад субъекта решения. Особенность этой группы заключается в том, что часть этих решений может быть принятой на более низких уровнях организации; в) инициативные - реорганизационные, т.е. решения, касающиеся технологических нововведений, изменения существующей производственной или управленческой системы и т.д. Принятие этих решений свидетельствует об активности человека, принимающего решения, о его личном вкладе в развитие определенного предприятия или проекта. • По степени формальности проблемы - здесь нужно исходить из позиций реально ли существует данная проблема или она условна, предположительно-формальна, или виртуальна, выдумана, воображаема. Как упоминалось неоднократно выше, решения принимаются в любой сфере человеческой деятельности. В настоящее время в вопросе принятия решений и решения проблем и задач с профессиональной стороны заинтересованы, прежде всего, частные фирмы, компании, также предприятия и организации всех форм собственности, в том числе и государственные организации и учреждения. Сейчас существует потребность в подготовке профессиональных руководителей, имеющих высокий личный уровень духовного, интеллектуального и физического развития, имеющих широкий спектр знаний в различных областях и умеющих принимать оптимальные социально и экономически значимые решения в современных условиях динамично развивающейся экономически и социально страны. И, несмотря на то, что большинство частных фирм, компаний и предприятий заинтересованы, прежде всего, в получении материальной выгоды, не менее значимым является социальный аспект, как для каждой единицы экономического сообщества, так и для государства в целом. К определенным трем типам социально-значимых решений можно определить степень применимости интуитивного знания. Если брать первую большую группу – по используемым методам, то в первом случае при принятии решений с использованием логико-математических схем степень использования интуитивных знаний определяется практически нулевой, так как это уровень полностью рационального мышления и рациональных методов и приемов принятия решений и решения задач. Во втором случае, при принятии решений с использованием НЛП-технологий, степень использования интуитивных знаний увеличивается в сравнении с предыдущей группой, так как сущность данных технологий основана на работе области бессознательного мозга, направлена к скрытому, неосознанному, хотя и области рационального здесь уделяется большое внимание, например, процесс постановки цели обязателен, причем, в иерархии целей определенной личности. То есть, использование интуитивных знаний в данной группе принятия решений присутствует в значительной степени. Что же касается третьей группы, то здесь само название говорит за себя – использование интуитивных знаний здесь основополагающее и степень использования максимальна. Если брать вторую группу – по творческому вкладу личности в процесс принятия решений, то здесь аналогичным образом будет рассмотрена степень использования интуитивных знаний по подгруппам. В первой – она приравнена к нулю, так как принятие решений происходит по предопределенности, без личностного вклада в данный процесс. Во второй группе – степень использования интуитивных знаний может быть проявлена, так как степень личностного вклада индивида возрастает. И в третьей подгруппе – степень использования интуитивных знаний может быть максимально проявленной, в зависимости от индивидуальных способностей личности, принимающей решение, так как здесь возможен значительный творческий вклад, а одним из источников творчества выступает интуитивное. Если рассматривать третью группу – по формальности проблемы, то можно предположить, что в первом случае, когда проблема реальна, использование интуиции более целесообразно и действенно, так как в этом случае предположительно будут задействованы все 5 сторон чувственности, а также эмоциональная сторона, что придаст остроты всем мозговым процессам, в том числе и интуитивным озарениям. Хотя излишние эмоции могут затормозить работу мозга. Когда же проблема условно-формальна, предположительна, то эмоциональная и чувственная сторона могут быть задействованы в меньшей степени, проявления интуиции могут быть слабее. Но в данном случае значение и роль будут играть интуитивные способности отдельной личности. Когда же проблема виртуальна и полностью выдумана, то использование интуиции вполне возможно и предположительно значимо, если нет большего рационального звена. Здесь большую роль в степени использования интуиции будет играть проработанность информационного поля проблемы. В рассмотренных группах выявляется значительная часть групп принятия решений, где возможно, и необходимо, использование интуиции и степень использования интуиции велика. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Роль и место интуиции в теории философской науки и в практической деятельности трудно переоценить. Интерес к проблематике интуиции и интуитивного познания находит свое отражение в идеях и концепциях многих известных философов и деятелей на историческом периоде в две тысячи лет и до сих пор привлекает внимание современных ученых и исследователей различных областей знания. Актуальность проблемы интуитивного познания и использования интуиции объясняется, с одной стороны, недостаточной и неполной изученностью природы интуиции и интуитивного проявления, а с другой стороны - повышенным интересом к ней в связи с ее уникальностью и возможностью предоставлять новые знания, неординарные решения, что подтверждает значительное количество фактов истории науки и известных открытий. (Продолжение следует http://inductor1.ucoz.ru/publ/5-1-0-120)
Примечания 1. См.: Вернадский, В.И. Избранные сочинения в 4-х томах. [Текст] / Вернадский В.И. - М.: Наука, 1954-1960 [электронный ресурс: http:// lib.ru / FILOSOF / WERNADSKIJ / balandin.txt]. 2. Бляхер, Е.Д., Валынская, Л.М. «Картина мира» и механизмы познания [Текст]/Е.Д.Бляхер, Л.М.Валынская. - Душанбе: Ирфон, 1976. – 151с ; Брунер, Д. Процесс познания [Текст]/ Д.Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 409с.; Дубровский, Д.И. Информация. Сознание. Мозг [Текст]/ Д.И.Дубровский. – М.: Высшая школа, 1980. – 286с.; Дубровский, Д.И. Феномен бессознательного и познавательные процессы [Текст]/ Д.И.Дубровский // Философские науки.- 1986. №1.– С. 41 - 53.; Дубровский, Д.И. О специфике философской проблематики и основных категориальных структурах философского знания [Текст]/ Д.И.Дубровский // Вопросы философии. – 1984. №11. – С.62-68.; Дэй, Л. Самоучитель по развитию интуиции [Текст]/ Л.Дэй. - М.: АСТ, 2003. - С.3-4, С.237.;Макгвайр, Р. Ваша интуиция: развитие шестого чувства [Текст] / Р. Макгвайр. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - С.22, С.40; Норбеков, М.С. Где зимует кузькина мать, или как достать халявный миллион решений [Текст] / М.С.Норбеков. - М.: АСТ-Астрель, 2003. - С.51, С.75-76; Одинцов, В. В. Лидер, интуиция и здоровье [Текст] / В.В.Одинцов. — Казань, 2001. — 64с.; Ошо. Интуиция. Знание за пределами логики [Текст]/ Ошо. – СПб.: ИД «Весь», 2004. - С.27, С.47; Рылеев К. Чистая логика — компьютер, чистая интуиция — сумасбродство. Главное — золотая середина: интервью с академиком М.Норбековым [Текст]/ К.Рылеев // День. - 2005. – 18 февраля.; Поспелов, Г.С. Искусственный интеллект — основа информационной технологии [Текст] /Г.С.Поспелов. — М.: Наука, 1988. — 279с. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.И.Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 316с.; Рузавин, Г.И. Проблемы научного поиска: философско-методологические основания научных открытий [Текст]/ Г.И.Рузавин / Сб.ст. АН СССР, Институт философии. - М.: ИФАН, 1987. – 170с.; Природа научного открытия [Текст]: Сб.науч.тр. / Ред. А.Н. Панченко. - М.: Наука, 1986. – 304с.; Baylor A.M. A three component conception of intuition: immediacy, sensing, relationship and reason // New ideas in Psychology. - 1997.- Vol.15, №2. - Р.185-194.; Baylor A.M. Shaped model for the development of intuition by level of expertise // New ideas in Psychology. – 2001. - Vol.19, №3. - Р.237-244. 3. Ирина, В.Р., Новиков, А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум [Текст] / В.Р. Ирина, А.А. Новиков. - М.: Наука, 1978.- С.10 [электронный ресурс: http://psylib.org.ua/books]. 4. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Познавательные способности человека [Текст] / П.В. Алексев, А.В. Панин // Философия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 608 с.; Ирина, В.Р., Новиков, А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум [Текст] / В.Р. Ирина, А.А. Новиков. - М.: Наука, 1978. [электронный ресурс: http://psylib.org.ua/books]; Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике [Текст] / В.Ф. Асмус // Очерк истории: XVII — начало XX в.в.- Изд. 3-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — С.5, С.9, С.12, С.104, С.121 [электрон ресурс: http://www.i-u.ru/biblio/archive]; Кармин, A.C., Хайкин, Е.П. Гносеологический анализ научной интуиции [Текст] // А.С. Кармин, Е.П. Хайкин / Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М., 1973. - С. 124; Налчаджян, А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества) [Текст] / А.А. Налчаджян. - М., 1972. - С.149.; Семенов, В.В. Утраченная интуиция [Текст] / В.В. Семенов // Диалектика. Интуиция. Эмпиризм // РАН; Пущинский научный центр; Институт биофизики клетки; Академия проблем сохранения жизни. — Пущино, 2005. — 70 с.; Степаносова, О.В. Современные представления об интуиции [Текст] / О.В. Степаносова // Вопросы психологии. –2003. № 4. - С. 133-143. 5. Вейн, А. Мозг и творчество [Текст] / А. Вейн // Наука и жизнь. – 1983. № 3 –4. [электронный ресурс: http:// www. asatan.ru/library/stats/mt.htm]; Грановская, Р.М., Березная, И.Я. Интуиция и искусственный интеллект [Текст]/Р.М. Грановская. - Л.: ЛГУ, 1991. — 272 с.; Гутнер, Г.Б. Язык и интеллектуальная интуиция. Ч.2. [Текст]: Учебное пособие / Г.Б. Гутнер // Философия языка / УРАО Кафедра философии.— М.: Издательство УРАО, 2001. — 61 с; Коршунов, А. Познание и действительность [Текст] /А. Коршунов. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1984. – 142 с.; Пушкин, В., Фетисов, В. Интуиция и ее экспериментальное изучение [Текст] / В. Пушкин, В. Фетисов // Наука и жизнь. – 1969. №1 - С. 29; Пушкин, В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности [Текст] / В.Н. Пушкин // Вопросы психологии. – 1977. №5. - С. 74-87.; Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. / АПН СССР – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.; Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн / Изд. 2-е, сост. и авт. коммент. К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский, отв.ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. – 416 с.; Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Росс. Акад. Наук, инс-т психологии. - М.: Наука, 1997. – 462 с.; Серебрянников, О.Ф. Логика и теория познания [Текст]: межвуз. сборник / О.Ф. Серебрянников / ЛТУ, под ред. О.Ф. Серебрянникова, Л.А. Слинина. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 222 с.; Серебряников, О.Ф. Эвристические принципы и логические исчисления [Текст] / О.Ф. Серебрянников. – М.: Наука, 1970. – 283 с.; Симонов, П.В. Мозг и творчество [Текст] / П.В. Симонов // Вопросы философии. –1992. №11. – С. 34; Султанова, Л.Б. Взаимосвязь эвристической интуиции и неявного знания [Текст] / Л.Б. Султанова // Вестник МГУ. Серия Философия, 1995. – №3 – С. 30-36. 6. Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why // Psychologist. - 1998. - Vol.11, №5. - P. 217-220.; . Glaxton G. The anatomy of intuition // In the intuitive practitioner: On the value of not always knowing what one is doing. / Atkinson T., Glaxton G., Buckingham. PA: Open Universal Press. - 2000. - Р. 32-52. 7. Bastic T. Intuition: How we think and act. New York: John Wiley &Sons Inc. - 1982; Bowers K.S., Regher G. Baltazard C. &Parker K. Intuition in the context of discovery. Cognitive Psychоlogy. - 1990. 8. Allison C.W., Hayes J. The cognitive style index: A measure of intuition – analysis for organizational research // J.Managem. Studies. - 1996.-Vol. 33, №1. - Р. 119-136.; Shirley D.A., Langan-Fox J. Intuition: A review of the literature. Psychological reports. - 1996.; Osbeck L.M. Conceptual problems in the development of psychological notion of “intuition”// Journal of Theory Social Behaviour. - 1999.- Vo l.29, №3. – P. 229-250. 9. Liberman M.D. Intuition: A social cognitive neuroscience approach // Psychology Bull.- 2000.-V. 126. №1.- Р. 109-137. 10. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных [Текст] / Э. Берн. - С-Пб.: МФИН, 1992. - С. 369. 11. Бунге, М. Интуиция и наука [Текст] / М. Бунге. - М.: Наука, 1967.- С. 113-114. 12. Vaughan F.E. Awakening intuition. Garden City, NY: Anchor Press // Doubleday. - 1979; Mishlove J. Intuition: The source of true knowing. Noetic Sciences Review. – 1994. - №29. - Р. 31-36; Taggart W.M. Discovering and understanding intuition // Exceptional Human Experience. – 1997. - V. 15, №2. - Р. 174-184; Westcott M.R. Toward a contemporary Psychology of Intuition: A Historical, Theoretical and Empirical Inquiry. New York: Holt, Rinehart &Winston.- 1968. 13. Wild K.W. Intuition. Cambridge.UK.Cambridge University Press.- 1938. 14. Александров, Е.А. Основы теории эвристических решений [Текст] / Е.А. Александров. - М., 1975.- 254 с.; Анохин, П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии [Текст] / П.К. Анохин // Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1976.- С. 11-12.; Архипова, Н.И., Кульба, В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях [Текст] / Н.И. Архипова. - М.: РГГУ, 1998. – 315 с.; Белкин, А.Р., Левин, М.Ш. Принятие решений: комбинаторные модели аппроксимации информации [Текст] / А.Р Белкин, М.Ш. Левин. - М.: Наука, 1990. – 160 с.; Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.; Ковальски, Р. Логика в решении проблем [Текст] / Р. Ковальски / Пер. с англ. - М.: Наука, 1990. – 280 с.; Орловский, С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации [Текст] / С.А. Орловский. - М: Наука, 1981.- 203 с. 15. Cosier R.A. & Alpin J.C. Intuition and decision making: Some empirical evidience. Psychological reports. - 1982.; Ray M.&Myers R. Practical intuition. Newbury park, CA: Sage. - 1989.; Rockenstein Z. intuitive processes in executive decision making // Journal of Creative Behavior. - 1988. 16. Bastic T. Intuition: How we think and act. New York: John Wiley&Sons Inc. - 1982.; Bowers K.S., Regher G. Baltazard C.&Parker K. Intuition in the context of discovery. Cognitive Psychlogy. - 1990.; Sadler-Smith E. Intuition – analysis style and approaches to studying // Education Studies. - 1999. - Vol. 25, № 2. - P.159-174. 17. Behling O., Eckel N.L. Making sense out of intuition // Academy of management executive. - 1991. - V. 5, №1. – Р. 46-54.; Brown C. Intuition and introspection in the advertising decision process. Doctoral dissertation. Stanford University.UMI Dissertation Services.- 1993.; Catford L. Creative problem solving in business. Doctoral dissertation. Stanford University. UMI Dissertation Services. - 1987.; Cosier R.A.&Alpin J.C. Intuition and decision making: Some empirical evidience. Psychological reports. - 1982.; Decision Making and Problem Solving by Herbert A. Simon and Associates. Report of the Research Briefing Panel on Decision Making and Problem Solving © 1986 by the National Academy of Sciences. Published by National Academy Press. Washington. DC, - Р.1-2.; Ray M.& Myers R. Practical intuition. Newbury park, CA: Sage.-1989.; Rockenstein Z. intuitive processes in executive decision making // Journal of Creative Behavior. - 1988.; Wisnievski M. Quantitative Methods for Decision Makers. – Pitman Publishing. - London, 1997.; Simon H.A. Making management decisions: the role of intuition and emotion // Academy of Management Executive. – 1987. - № 1. – P. 57-64.; Spitz H.H. The role of unconscious in thinking and problem solving // Education Psychology. - 1993.-Vol. 13, № 3-4. - P. 229-244. 18. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М. 1975.; Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности.// Вопросы психологии. 1977. №5. с.74-87.; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер. 2001.; Рубинштейн С.Л.проблемы общей психологии. М. Педагогика.1973. 19. Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why// Psychologist.1998.V.11,№5, p.217-220. 20. Bastic T. Intuition: How we think an
|