(Окончание) начало http://inductor1.ucoz.ru/publ/5-1-0-121
Область исследования социально значимых решений и роли, места интуиции в принятии этих решений до сих пор не была обозначена, что предоставило обоснование к рассмотрению и исследованию данной темы. Рассматривая интуицию как форму познания, теорию познания можно рассматривать как базу для изучения интуиции с точки зрения методологических принципов и подходов. Ступенями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое, причем, интуиция выступает уникальной способностью, граничащей с чувственным и рациональным. При изучении проблемы интуиции в истории философии, следует учитывать, что каждая теория интуиции есть теория философская: идеалистическая или материалистическая, метафизическая или диалектическая в зависимости от существующих в рассматриваемый период гносеологических учений. И количество философских теорий интуиции зависит от сменяющих друг друга гносеологических позиций, объясняющих факты «непосредственного», или «интуитивного», познания. Как бы не рассматривали природу интуиции на протяжении истории философии: как интеллектуальную или чувственную компоненту познания, или трактовали иным образом, все представители научного сообщества, мыслители и философы, сходятся во взглядах на место и роль интуиции в процессе познания. Философия науки в своей теории познания рассматривает интуицию как творческую способность, обеспечивающую появление нового знания. И именно интуиция является источником неординарного мышления, нового знания в любой сфере деятельности, в том числе в процессе принятия социально-значимых решений любого уровня. Интуиция связана не только с сознанием, мышлением, логикой. Интуиция связана с практикой, где она реализуется. И таким образом практику целесообразно рассматривать как критерий достоверности и истинности интуитивного знания. Новые, неожиданные, оригинальные и «сумасшедшие» идеи – это пласт, из которого строится современная наука. Оригинальных идей может рождаться много, но только некоторые могут претендовать на истинность. И даже самые «верные» из них не приобретают права существования в науке до тех пор, пока не будут разработаны и приведены в состояние, допускающее проверку. Новое знание всегда оригинально и неповторимо по способу получения, но прежде чем быть приведено к статусу истинного научного знания, оно должно пройти неоднократную практическую проверку. М. Бунге считает, что для всякого научного знания категорически необходима способность уцелеть после строгой проверки30. Вопрос о практике как критерии истинности можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения необходимости опыта, практической деятельности для определения верности интуитивного знания, с одной стороны, и с точки зрения понятия истины вообще, с другой. Значительную роль практической деятельности в процессе познания определяли многие философы. С точки зрения И. Канта любое познание начинается с опыта: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта; в самом деле, чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства и отчасти сами производят представления, отчасти побуждают наш рассудок сравнивать их, связывать или разделять и таким образом перерабатывать грубый материал собственных впечатлений в познание предметов, называемое опытом? Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта»31. Таким образом, оказывая огромное влияние на процесс познания и формирование истины, практический опыт является необходимым условием процесса познания, так как познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Опыт, практика и познание тесно взаимосвязаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, а познание – практическую. В качестве основы познания опыт, практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением. Точкой зрения А. Эйнштейна было суждение, что теорию можно проверить опытным путем, но нет пути от опыта к теории. Однако существует путь через интуицию и только интуиция (а не логика) осуществляет взаимосвязь между теорией и опытом. «Если не согрешить против логики, – говорил А. Эйнштейн, – то вообще нельзя ни к чему прийти»32, «подлинной ценностью является в сущности только интуиция»33. Вопрос о критерии истинности научных знаний и истине является одним из самых древних в философской науке. Истоки рассмотрения понимания истины восходят к античной философии. Попытки ее теоретического осмысления были предприняты еще Платоном и Аристотелем. Платон характеризовал истину в сравнении с ложью: «…тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет…»34. Аристотель в своей «Метафизике» характеризует понятие истины аналогично: «…говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное»35. Однако какие бы трактовки истины не существовали в теории познания, истина проявляется соответствием мыслей действительности и определяется опытом, практикой. «Поскольку различия в определениях понятия истины носят концептуальный характер и сводятся в конечном счете к решению вопроса о познаваемости мира, существует принципиальная возможность выбора адекватного определения понятия истины. Вся практика человечества свидетельствует о том, что человек способен создать картину объективного мира…Практика, таким образом, - важный аргумент в пользу философской концепции, которая утверждает, что мир познаваем, в пользу определения истины как соответствия знаний действительности…. Концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины»36. Практику можно представить в виде деятельности, в процессе которой происходит активное взаимодействие человека с различными объектами деятельности. Опыт, практика неотрывны от человека, его целеполагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить. «Принцип опыта содержит в себе то бесконечно важное положение, что для принятия и признания какого-либо содержания требуется, чтобы человек сам участвовал в этом, или, говоря более определенно, требуется, чтобы он находил такое содержание согласующимся и соединенным с его собственной уверенностью в себе; он должен сам принимать и признавать содержание опыта либо только своими внешними чувствами, либо также и своим глубочайшим духом, своим сущностным самосознанием»37. Таким образом, опыт, практика являются основой для выявления истинности полученного знания. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. И именно практика выступает формой проявления и критерием достоверности интуитивного знания. Роль же интуиции в познании не следует ни переоценивать, ни игнорировать. Рассматривая интуицию как специфическую способность, следует учитывать, что интуитивной способности человека свойственны: неосознанность путей и средств ее решения; неожиданность решения задачи; непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Данные признаки отделяют и отличают интуицию от близких к ней психических и логических процессов. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения, наработка информационного поля; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). При рассмотрении взаимодействия эвристического, дискурсивного, логического, и интуитивного следует учитывать, что эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дискурсивного, логического. Дискурсивное, логическое предшествует интуитивному, выступает обязательным общим условием формирования и проявления интуиции в сфере сознания. Дискурсивное и интуитивное – специфические и дополняющие друг друга средства познания. Под принятием решений понимается человеческая деятельность, направленная на выбор наилучшего способа достижения поставленной цели. Человеческая же деятельность выступает как форма проявления и одновременно условие для процесса принятия решения. Процесс принятия решений обуславливается человеческой деятельностью; вне деятельности, практики процесс принятия решений не реален. Принятие решений - это прикладная научная дисциплина. Основную роль в ее развитии играют практики, которые обучают руководителей всех уровней искусству принятия решений и помогают людям в сложных задачах выбора. Рассматривая процесс принятия решений, необходимо расставить акценты на некоторых особых проблемах, связанных с процессом принятия решений на различных уровнях, так как в существующих процедурах принятия решений, распространенных в организационных системах управления не достает культуры подготовки решений, нет независимых экспертов и независимых консультантов для профессионального прорабатывания и контроля принимаемых решений. Процесс принятия решений имеет определенные компоненты, которые достаточно изучены, и составляют алгоритм принятия любого решения. Однако существует еще один немаловажный значимый компонент в данном алгоритме – процесс постановки цели. Именно наличие поставленной цели в процессе принятия решений является исходным вектором для дальнейшего проявления интуитивного знания в том или ином ракурсе, именно постановка определенной задачи (постановка вопроса) или постановка цели для проявления интуитивного знания в процессе решения даст в конечном результате определенный ответ или решение. Существует определенный перечень условий, при которых интуиция срабатывает, или проявляет свое действие, но одним из значимых условий является наработанное информационное поле при изучении той или иной проблемы в процессе принятия решений. И чем больше, шире данное информационное поле, тем больше вероятность проявления интуитивного знания в процессе принятия верного, эффективного решения. Современная жизнь чрезвычайно динамична. Процессы, происходящие в политике, экономике, повседневной жизни не оставляют времени для размышлений. Всё чаще обстоятельства вынуждают принимать серьёзные решения в сжатые сроки, и традиционные методы просто бессильны в данных условиях, в условиях неопределённости и многофакторности. Поэтому важнейшим качеством специалиста или руководителя является наличие интуиции и осознание возможности использования ее в процессе принятия социально значимых решений. Необходимо готовить специалистов, способных применять интуитивные методы для решения практических задач, и для этого разработаны и применяются на практике различные формы обучения и методики определения интеллектуального потенциала и предназначения человеческих способностей. Для определения границ принадлежности различных решений к области социально-значимых необходимы определенные критерии. При применении данных критериев к определению процесса принятия решения в область социально-значимого необходимо выполнение трех установленных условий. Решение будет считаться социально-значимым, если затрагивает социальное окружение и оказывает на него влияние и/или приводит к положительному социально-экономическому эффекту или приводит к развитию индивидуальных человеческих способностей и творчества как потенциала развития общества. Так как все социально-значимые решения составляют достаточно обширную область, то в ней можно рассмотреть определенную типологию социально-значимых решений. В данной работе была разработана и применена типология по следующим градациям: по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формальности проблемы. Данная типология достаточным образом охватывает различные решения любого уровня, которые возможно отнести к области социально-значимых по разработанным критериям. Хорошее решение накладывает на менеджера, руководителя любого уровня большую социальную нагрузку и ответственность и зависит от социально-психологической подготовленности руководителя, его опыта, широкого спектра личностных качеств. И чем выше социальный уровень принимаемых решений, тем большую моральную ответственность принимает на себя руководитель, если учитывать критерии определения социально-значимых решений. Выполняя свои функциональные обязанности, каждый руководитель или менеджер на любом уровне выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной цели и конкретных задач. Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов, не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений с применением интуитивного знания и их практического воплощения в жизнь, но, прежде всего, от личности человека, принимающего данное решение. В результате проведённой работы обоснованы и сформулированы следующие понятия: интуиция, социально значимые решения, информационное поле проблемы, наработка информационного поля проблемы. • Интуиция – это философская категория, определяемая в теории познания или гносеологии как одна из форм познания; это одна из феноменальных познавательных способностей человека, имеющая чувственную и интеллектуальную компоненту, содержащая уникальную возможность нахождения нового знания без осознания механизма проявления этого знания; это возможность «схватывания» человеческим мозгом цельной истинной сути из общей сферы информации внезапным прорывом в сознание посредством взаимодействия накопленного рационального, чувственного опыта при срабатывании подсказки (аналогии); это предопределение ситуации до момента ее совершения в форме моментально проявленной в сознании субъекта информации в форме идеи. • Социально значимые решения – это решения, порождаемые в условиях той или иной общественной среды, общественной формации, реорганизующие общественные отношения и влияющие на жизнь и отношения людей в обществе. • Информационное поле проблемы – совокупность имеющихся на данный момент знаний, а также образов, идей, фиксируемых и структурируемых сознанием, при поиске нахождения решения в какой-либо проблемной ситуации. • Наработка информационного поля проблемы – это состояние постоянного нарастания, расширения и углубления информационного блока знаний вокруг какой-либо проблемной области с целью нахождения оптимального решения и постоянная структуризация обновляющегося блока знаний в сознании до интуитивного проявления. Направление дальнейших исследований представляется следующим образом: 1. Практическое исследование влияния постановки цели в процессе принятия решения на результат ее реализации при использовании различных условий в процессе постановки целей. 2. Исследование взаимодействия предварительно наработанного информационного поля на временной период проявления интуитивного знания. Примечания 30. См. Бунге, М. Интуиция и наука [Текст]/ М.Бунге / Пер. с англ. Е. И. Пальского; ред. и послесл. В. Г. Виноградова. - М.: Прогресс, 1967. 31. Кант, И.Критика чистого разума: Сочинение в 6 т.т. [Текст] / И.Кант. Т.3. – М., 1964. – С.105.//Цит. по: Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Отв. Ред. и сост. А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2001. - 416с.; См. Кант, И. Критика чистого разума: [Текст] / И.Кант. Т.3. – М.: Эксмо, 2006. – 736с. 32. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов [Текст]/А. Эйнштейн. - М., 1967.- Т.4. – С.572. 33. Кляус, Е.М. Альберт Эйнштейн [Текст]/ Е.М.Кляус // Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965. – С.337. 34. Платон. Сочинения в 3-х т.т. [Текст] / Платон. Т.1 - М., 1968.– С.417.// Цит. по: Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: феникс, 2002. – 576с.. 35. Аристотель. Сочинение в 4-х т.т. [Текст] / Аристотель. Т.1. – М., 1976. – С.141.// Цит. по: Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: феникс, 2002. – 576с.; См. Аристотель. Метафизика / Аристотель/ Перевод с греч. А. Кубицкий. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006. – 608с. 36. Чудинов, Э.М.Природа научной истины [Текст]/ Э.М. Чудинов. – М., 1977. – С.11-12. 37. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.т. [Текст] / Г.В.Ф. Гегель. Т. 1. – М., 1974. – С.90-91. «Социология образования» – 2007. - №2
|