Пишет ( vadim88) Различные религии и философские учения определяют свободу по- разному. Так, в индуизме свобода заключается в освобождении от сансары. У Платона свобода – это равенство: власть лишена семьи и имущества, народ имеет и то и другое, но лишён власти. У Аристотеля – «полития», самоуправление народа. В философии киников – свобода от людей и вещей. В философии киренаиков – свобода от зависти и суеверий. В философии стоиков – свобода от отрицательных переживаний. У Эпикура – свобода от страха смерти и страха перед богами. В христианстве – свобода воли; свобода от власти зла как добровольное рабство Богу. В философии Возрождения – гуманизм. У Ф.Бэкона – освобождение от труда («Новая Атлантида»). У К.Маркса - освобождение труда. У Т.Гоббса – свобода человека в государстве от власти собственных агрессивных наклонностей. У Д.Локка – естественное состояние человека. У Б.Спинозы – осознанная необходимость. У Гегеля – критерий исторического прогресса. У М.Бакунина – созидание посредством разрушения. У Н.Бердяева – субстанция мира. В философии Шопенгауэра – незаинтересованное созерцание. В философии Ницше – свобода не «от», а «для». (?) В философии Д.Джентиле – растворение личности в государстве. (ср. у Руссо – «общественная воля») У Муссолини – свобода это не право, а завоевание, не уравнение, а привилегия. В экзистенциализме – преодоление абсурда через его принятие. Для того, чтобы придать своей жизни смысл, человек создаёт веру, но утрачивает свободу. Исторически сложились следующие виды веры: 1). Вера в богов (Бога). 2). Вера в то, что богов нет, т.е. атеизм, вера в саморазвитие природы. 3). Вера в науку. В основе науки лежат конвенции, т.е. замаскированные соглашения мыслить так, а не иначе. Подобно другим видам веры, научная картина мира не является истинной или ложной – она удобна. Поскольку любые истины представляют собой удобные фикции. Что касается свободы, то она состоит в абсолютном уничтожении иллюзий. «Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить». (Ремарк). Неизвестно только – хорошо это или плохо. .....................................................................................................................................
|