Среда, 22.08.2018, 02:31 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Главная страница » 2017 » Февраль » 6 » СССР И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. 2 часть
СССР И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. 2 часть

<<<НАЧАЛО СТАТЬИ

5. Свобода совести

 а) Что было заявлено. «Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение». (Словарь Ушакова)

Свобода совести – это свобода морально-этических воззрений человека, т.е. выбор в оценке добра и зла, добродетели или подлости, хорошим или плохим, честным или бесчестным и т.д. "Свобода совести" и "свобода вероисповедания" это разные вещи. Свобода вероисповедания предполагает свободу выбора религии, которой человек хотел бы следовать. А свобода совести – это право мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями. Со временем понятие свободы совести приобрело более узкий смысл – как право человека решать вопрос, об оценке поступков с позиций религии или нет. Иначе говоря, свобода совести стала выражать отношение человека к религии.  Свобода совести в СССР декларировалась, как естественное право человека иметь любые убеждения. По сути, это право на собственное мнение.

 

б) Что из этого получилось, и в чем были ошибки.

В действительности убеждения и собственное мнение советского человека строго регулировались идеологией. Бытовала даже шутка, что «убеждения человека могут меняться, но только вместе с линией партии». Желаемый нравственный облик советских людей отражал «Моральный кодекс строителя коммунизма»:

 

Моральный кодекс строителя коммунизма

Утверждён XXII съездом КПСС

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Отдельно надо сказать о свободе вероисповедания. В советском варианте она вылилась в свободу от церкви. Хотя официально ее не запрещалось посещать, тем не менее, замеченных в этом вызывали на беседы в комсомольские и партийные организации.

Школьное воспитание прививало атеизм. А культ личности Сталина и его последующие преемники сделали все, чтобы самообожествить государственную власть и утвердить себя как высшую ценность. Это привело к фактической деморализации общества, когда классовые интересы ставились выше родственных, нравственных и общечеловеческих.

      После революции с водой вылили и ребенка – духовную связь с Высшим. Духовно-нравственные приоритеты уступили место партийно-бюрократическим и производственным. Вместе с философскими пароходами, вместе с навешиванием ярлыков буржуазной и чуждой идеологии, вместе с атеистической пропагандой и многим другим, из жизни людей была исключена многообразная и богатейшая духовная сфера.

Юргис Балтрушайтис так писал о том периоде: «Революция: она подожгла наш зачумленный дом с другой стороны, с другого конца иным пламенем; <…> погибла в огне вся прежняя плесень и затхлость жизни, равно как погибло и многое святое на время, а многое святое навсегда».

Свято место пусто не бывает. Оно заполнялось обожествлением первых лиц государства, трансформировалось в трудовой энтузиазм первых пятилеток, восстановление страны, освоение целины, стройки века…

Ощущение духовной пустоты заполнялось алкоголем, поиском удовольствий, чрезмерным стремлением к материальному благополучию. Вместо духовных богатств, человек не переставая собирал материальные.

              

в) Что надо было делать, чтобы этого избежать.

Если свобода совести – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, то становится ясным, что эти убеждения должны опираться на прочный духовно-нравственный фундамент. Если говорить о независимой моральной самооценке своих поступков, то  они возникают в результате познания себя и мира, а также серьёзной работы над собой.

Нельзя ожидать, чтобы все население одновременно развило в себе эти качества, большинству требуются правила, следование которым, позволяет избежать многих ошибок. Значит, Десять заповедей, «Моральный кодекс» и подобные своды правил необходимы и даже неизбежны. Без них единственным регулирующим документом становится Уголовный кодекс.

Есть, правда, и другой путь. Путь нравственного примера. Когда общественные деятели, занимающие ключевое положение в обществе не только провозглашают и декларируют нравственные аксиомы, но и следуют им в реальной жизни. Для людей такой человек становится эталоном, реальным примером для подражания. Если заявленные им ценности не формальный ритуал, не дань традиции, а следование своим глубоким убеждениям, то появляется шанс вызвать к жизни, дремавшие в людях позитивные начала, не раскрытые ими в полной мере.

В человеке, как известно, есть все – и хорошее и плохое. Все дело в том, что будет востребовано. В людях нельзя хирургически удалить их негативную природу. Она может быть вытеснена лишь расширением их позитивного пространства. Этот путь мог бы состояться в результате отбора на общественно значимые должности людей с высокими нравственными приоритетами, с безупречной репутацией и до конца преданных идее построения нового общества и нового человека.   

Поверх всего этого нужно было уделить самое пристальное внимание духовно-нравственной сфере человека. Духовное чувство и высокий энтузиазм  присущи каждому, именно они лежит в основе самых героических и самоотверженных мыслей и поступков, таких качеств, как честность, совесть, бескомпромиссность…

 

6. От каждого по способностям, каждому по труду

  а) Что было заявлено.

 От каждого по способностям, каждому по труду – принцип социализма, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. (После построения социализма предполагался переход к фазе коммунизма, где ведущим принципом будет «От каждого по способностям, каждому по потребностям»). Но труд был не только источником заработка, СССР позиционировался как государство человека труда. «Престижная работа. Такой в СССР считалась работа интересная, а интересными были научные сферы, некоторые виды работ, связанные с риском, с путешествиями, актерская профессия. Школьники хотели стать историками, филологами, физиками, журналистами, дипломатами, геологами, моряками, летчиками, стюардессами, актерами, врачами, педагогами.  

В общем, кто в чем видел интерес, туда и стремился. Считалось, что неинтересная работа – большое несчастье… Таким образом, интересная работа была для советского человека самостоятельной ценностью. Работа была важна сама по себе, а не только как средство получения денег. Человек уважал себя за то, что он умеет делать, за то, что он умеет что-то делать лучше других, за то, что он приносит пользу обществу, а не за то, сколько он за это получает. Другие уважали его за то же самое».*

 

б) Что из этого получилось и в чем были ошибки.

Если первая часть этого лозунга – «от каждого по способностям», в той или иной мере выполнялось, то второй его части – «каждому по труду» так и не суждено было сбыться. Расценки, ГОСТы, нормативы… когда-то кем-то принятые ограничивали, накладывали жесткие рамки  на оплату труда. Человек знал, что оплата его работы имеет строго очерченные границы, вне зависимости от реально вложенных сил, энергии, творческих усилий…  Критерием оценки оплаты труда, как правило была затрата физических сил. Таким образом, труд рабочего оплачивался в 2-3 раза выше, чем умственный. Не последнюю роль в отношении людей к своему делу сыграла бесхозяйственность, царившая на большинстве предприятий. Этому способствовало назначение на руководящие должности партийной номенклатуры, слабо разбирающейся в производственных вопросах.

 

в) Что надо было делать, чтобы этого избежать.

Нужно было поменять иерархию приоритетов, которая изначально была задана неверно.

Статус работника интеллектуального труда должен быть выше статуса рабочего, что должно определяться и уровнем оплаты их труда. Особое место должны были занять профессии, непосредственно связанные с человеком, с его умственным, психическим и физическим здоровьем – врачи, учителя, работники детских учреждений, социальных служб и т.д. Одна из высших ступеней в этой иерархии должна быть отведена профессиям формирующим мировоззрение человека, расширяющим его сознание и творческие способности – писателям, художникам, деятелям театра и кино, всему, что формирует духовно-нравственную сферу человека

    

 7. Каждый человек имеет равные возможности

а) Что было заявлено.

Равенство заключалось в первую очередь в бесплатном общедоступном образовании. Каждый независимо от социального, имущественного, национального признака мог поступить в любое учебное заведение. Все зависело только от способностей, желаний и успехов в учебе.

 У людей всех возрастов были одинаковые возможности найти или поменять работу, т.к. ценились работники с большим трудовым и жизненным опытом. Молодые специалисты после окончания ВУЗа не должны были самостоятельно искать работу, они устраивались по распределению.  

После обязательных двух лет работы молодой человек мог поменять место работы, если его что-то не устраивало. Пожилые люди, матери с маленькими детьми и инвалиды также легко могли найти работу по возможностям. Права человека на труд, на отдых, на медицинское обслуживание, на обеспечение в старости... не только заявлялись, но постоянно реализовывались в жизни.

 

б) Что из этого получилось и в чем были ошибки.

В то время, когда в стране заявлялось о равных возможностях, в государстве уже существовала прослойка партхозноменклатуры, возможности которой были несравнимо шире. Это явилось примером и отправной точкой для последующего стихийного  образования привилегированных групп в самых различных сферах общества. Как следствие, фактическая шкала общественных ценностей стала все больше расходиться с ценностями декларируемыми, а двойная мораль стала нормой жизни.

Существовавшая в то время идеология была ориентирована на общественно инертных и безынициативных работников, которая без возражений принимала безграмотные, но идеологически выверенные указания партийной верхушки. Наиболее талантливые и думающие люди не были в почете.

Но без таких людей не может обойтись ни одно государство, так как благодаря их независимой позиции, широте взглядов, выходу за рамки шаблонного, рутинного мышления, происходят открытия и прорывы в самых разных областях науки, культуры, искусства… Государство терпело этих людей, но всячески  ограничивало рамками сугубо профессиональной деятельности, не допуская популяризации их политических и общечеловеческих взглядов.

«Причина краха советской цивилизации – перерождение советской партхозноменклатуры. Она отказалась от сверхзадачи – построения коммунизма. Тем самым отказалась и от идеи справедливости.

А, отказавшись от нее, стала жить ради личного обогащения. Это стремление очень быстро разрушило все сдерживающие рамки. Люди живут ради сверхзадачи. Как только вы перестаете решать сверхзадачу, вы рассыпаетесь, не можете решить и самых простых задач.

…Когда элита начинает жить ради личного потребления, она превращается в могильщика своей страны... Люди могут быть лично честные, хорошие, но в совокупности становятся страшной разрушительной силой, уничтожившей нашу страну четверть века назад. Стремление партхозноменклатуры потреблять, как на Западе, все сломало. Люди не думали сложными категориями, думали категориями простыми».**

 

в) Что надо было делать, чтобы этого избежать.

Возвращение должного статуса интеллектуальному (творческому, духовно-нравственному) труду устранило бы главную несправедливость в советской системе оплаты труда, позволило бы восстановить подлинную пирамиду общественных приоритетов.

Так как советский человек работал не на хозяина, а на государство, то оно было обязано разработать такую систему оплаты, которая учитывала и реальный вклад каждого работника, и его потенциал, и соответственно этому оплачивала его работу. Централизованная система управления не обладала необходимой гибкостью, многоступенчатость препятствовала оперативному руководству. Была необходима эффективная и гибкая система обратных связей.

При сохранении базовых зарплат работники способные работать быстрее и эффективнее должны были иметь возможность, получать соответствующее вознаграждение. Это позволило бы лучшим из них ощутить свою нужность, и стимулировало их товарищей.

Забвение сверхзадачи, духовно-нравственное перерождение номенклатурной верхушки, т.е. желание жить «во имя свое», подорвало веру людей и в те лозунги, которые они заявляли. В партийном и хозяйственном управлении страной должны были стоять преданные, честные, неподкупные руководители, пример которых мог бы побуждать трудящихся следовать правильным лозунгам и жить в соответствии с ними.

 

8. Стремление к познанию мира

 а) Что было заявлено.  Стремление к познанию мира и окружающей действительности имело независимый характер, и не подчинялось меркантильным и практическим целям.

Мотивом была глубокая внутренняя потребность к расширению кругозора, расширению сознания, идущая изнутри тяга к знаниям. Этот принцип очень подчеркивался идеологией государства.

Он выстраивал мировосприятие человека в согласии с достаточно высокими мировоззренческими устремлениями. Люди интересовались достижениями науки, тайнами Вселенной, историей мира и своей страны, искренне жили интересами общества и государства. «Очень поощрялось чтение.

Люди стремились покупать книги, выписывать журналы. Это было единственное, о чем не стыдно было говорить, что хочется иметь этого много. Встречаясь друг с другом, обсуждали прочитанные книги. Каждый считал своим долгом быть в курсе».*  Были и те, кто делал акцент исключительно на материальных ценностях, но к ним в то время относились с презрением.

 

б) Что из этого получилось, и в чем были ошибки.

Интерес к проблемам бытия, к познанию окружающего мира в последние десятилетия советского периода отошел на второй план, уступив место потребительским ценностям. О человеке все чаще стали судить по одежде, материальному достатку и социальному положению.

Именно в то время возникло выражение: «Если ты такой умный, то почему не богатый?» Процессы нравственного разложения, начавшиеся в свое время в партийной верхушке, к 70-80 годам охватили все общество.

Можно сказать, что в конце советского периода в СССР сформировались два клана недовольных. Творческая интеллигенция все настойчивее требовала снятия идеологического пресса,  чтобы возродить культурные и духовно-нравственные ценности и их приоритет в сознании народа.

В это же время часть общества, ориентированная на потребительские интересы, была все больше недовольна ограничениями, не позволявшими «делать деньги» по западному образцу и свободно наслаждаться благами, которые они давали. Хотя интересы этих групп были противоположны, однако они совпали в одном – в недовольстве существующим строем. Такая ситуация стала одной из причин перестройки, наряду с экономической ситуацией и безответственностью партийного руководства.

 

в) Что надо было делать, чтобы этого избежать

Все зависело от «правящей верхушки», которая образовывалась из партхозноменклатуры. Изначально идеологическая элита была призвана устремлять людей к высоким целям, будить лучшее в человеке.

Но они полностью дискредитировали и себя и высокие цели, показывая своим личным примером какие ценности важнее.

Разумеется, та система, в которой находились эти чиновники, была не способна создать что-то иное. Единственным спасением для страны в то время могла стать полная замена всего партаппарата людьми, способными на собственном примере показать приоритет духовно-нравственных идеалов над потребительскими. Ленинские слова: «Кадры решают все!» Это, поистине, фраза на все времена.

 

 9. Космическая романтика

 а) Что было заявлено. 

В своей исторической перспективе человек рассматривался, как гражданин мира, а затем и как космический человек. Это становилось возможным, при условии стремления к чистому познанию, безотносительно к выгоде от него.

Познание мира, не привязанное к личной выгоде, естественно предполагало постоянное расширение сферы интересов. Казалось абсолютно понятным, что, изучив свой мир, человек выйдет за пределы планеты и устремится к познанию бесконечных тайн Вселенной. Космическая романтика пронизывала формирующееся мировоззрение молодого поколения.

 В начале советского периода эти стремления выражались во всемирном распространении идей коммунизма. Прорыв в космос и хрущевская оттепель, приоткрывшая свободу творчества, вылились в мощный мировоззренческий скачок, ощущение себя частью чего-то неизмеримо большего.

Появились книги, фильмы, произведения художников, песни и стихи, наполненные романтикой дальних странствий, освоения неизведанных уголков Земли, космических путешествий. В западных странах это проявилось как движение хиппи (детей цветов), появление рок-музыки, массового движения молодежи за мир, сохранение экологии планеты и т.д.

 

б) Что из этого получилось  и в чем были ошибки.

Волна творческого подъема продлилась недолго. Власти быстро поняли, что начавшиеся процессы выходят из под контроля, и сделали все, чтобы максимально их ограничить. Официального запрета не было. Книги продолжали издавать, но уже очень маленькими тиражами. Авторская песня была загнана в подполье и распространялась в самиздате. Неугодные властям фильмы ложились на полки. Был очерчен невидимый круг «дозволенных» тем, вне которых все считалось ненужным и вредным.

 

в) Что надо было делать, чтобы этого избежать

Можно считать, что таким образом лидеры страны упустили свой шанс. Если бы в руководстве государства оказались люди, способные подхватить волну народного подъема и повести людей к новым, более высоким целям, то развитие общества могло бы пойти совершенно иным путем.

Только этот подъем энтузиазма и стремление к более глобальным задачам могло противостоять начинавшемуся засилию потребительского отношения к жизни, которое впоследствии запустило механизм тотального разложения мышления народа.

Выше мы писали, что одну из основных своих задач первые руководители страны видели в создании человека и общества нового типа. Причем реализовывать эту цель они собирались через политические, экономические и социальные реформы, отводя духовно-нравственной сфере второстепенную роль, выводя, главный фактор развития человека за скобки начинавшихся преобразований.

Хрущевская оттепель давала возможность исправить эту ошибку. Политические, экономические и социальные основы общества были построены. Теперь перед народом можно было смело ставить творческие, духовно-нравственные, культурные задачи. Народный подъем того времени создал для этого все необходимые предпосылки. Но к этому моменту в руководстве страны уже никто не мог оценить эту возможность.

 

Заключение. 

Принцип Общего блага – идеология будущего

Заявленные при создании советского государства идеологические принципы были не только верным, но и неоспоримым шагом вперед по сравнению с другими идеологическими системами, существовавшими на тот момент. Но реализация этих принципов бездарными исполнителями, воплощение в жизнь недопустимыми средствами скомпрометировало и до неузнаваемости исказило  первоначальный замысел основателей советского государства.

Одна из основных ошибок состояла в том, что был отброшен огромный опыт, все лучшие накопления народа. Советская страна начинала практически с нуля, отбросив вместе с отжившим и многое необходимое.

Свою роль сыграли перевернутые классовые приоритеты. Закрепление главенствующей роли класса рабочих и крестьян стало роковой ошибкой, которая привела к власти малообразованных, грубых, деспотичных людей. Только в такой среде к управлению страной мог придти Сталин. Он воплотил в себе грубый диктат и ненависть к интеллигенции, к ее идеалам и стремлениям, недоступным ему. Таким образом, были уничтожены те, кто мог понять суть принципов Общего блага, заложенных при создании государства. Именно они могли их правильно реализовать, не допустив тех ошибок, которые впоследствии развалили страну.

Это был грандиозный исторический эксперимент. Многое не удалось, многое не получилось. Но сама попытка достойна несомненного уважения. Принцип Общего блага – это идеология будущего. Несмотря на неудачу, был получен бесценный опыт, который поможет в поиске исторически адекватных и более успешных моделей будущего государства.

 

Цитаты:

*  http://uborshizzza.livejournal.com/

*  http://uborshizzza.livejournal.com/

**  http://www.newsland.ru/News/Detail/id/495249/ 

 

Просмотров: 51 | Добавил: Apriori | Рейтинг: 5.0 |
Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz
?