Речь пойдет о силе воли в бытовом
смысле этих слов, то есть о способности человека выполнять принятые сознанием
решения. Причины духовного развития человека и мира лежат глубоко в
трансцендентном. Это основной закон Вселенной, определенный безличным
Абсолютом, относительно которого не следует задаваться вопросами,
предполагающими его антропоморфную природу (например, почему именно таковы
законы Бытия). Нет, однако, сомнений в том, что импульсы духовного роста в
человеке первичны, то есть не обязаны своим существованием никаким более
глубоким причинам. Веданта говорит, что Дух, заключенный в человеке, стремится
освободиться от сковывающих его оболочек и соединиться с Мировым Духом, то есть
Абсолютом. .....
Это и есть духовный путь. Основным
орудием индивидуального Духа является человеческая воля. Людям, обладающим так
называемой сильной волей, принято завидовать, их ставят в пример. Однако
воистину даром Божьим является не сильная воля, а трудолюбие. Трудолюбие есть
качество человека, заключающееся в том, что он может систематически трудиться,
не прилагая при этом особых усилий воли. У трудолюбивых людей энтузиазм
приходит вместе с работой, и удовлетворения от нее вполне достаточно, чтобы
оправдать соответствующие усилия. Такие качества даются упорным трудом в
течение многих воплощений. Сложность выработки трудолюбия заключается в том,
что оно появляется в результате систематического труда, а именно это и
невозможно для нетрудолюбивого человека. Возникает порочный круг, непреодолимый
на горизонтальном уровне.
Но все же главная проблема людей,
жалующихся на недостаток силы воли (чтобы заставить себя трудиться) или
трудолюбия заключается в том, что им не хватает внутренней скромности: они
хотят бесплатно получить от Бога то, что им следует вырабатывать самим.
Импульс духовного роста является
исходным для любой деятельности человека; правда, он может сильно исказиться
под влиянием среды и подсознания. А судьба всех ложных импульсов деятельности
именно такова: человек воспламеняется и быстро остывает, внутренний импульс
желания истощается, и никакая, даже самая сильная, воля не в состоянии
противостоять возникающим трудностям. Хочется (и не всегда корыстно!) очень
многого: глаза-то завидущие, а руки загребущие! Однако по плечу человеку только
те дела, которые соответствуют его духовному уровню. И неудача означает не
недостаточную силу воли, а несоответствие замысла духовному уровню. Хочется
(очень!) видеть Бога, общаться с ним, ну хотя бы верить в Него. Сколько
страдания в словах героя Достоевского: "Я верую... я буду верить!"
Но, увы! Он еще не достиг соответствующего духовного уровня, и никакие
социальные преобразования ему, похоже, не помогут. Аналогична и ситуация с
преждевременным аскетизмом.
Воля, однако, необходима для
духовного развития. Она нужна для того, чтобы все же делать что-то в
промежутках от одного духовного импульса до другого. А что именно делать - об
этом, на самом деле, весь настоящий трактат.
Волю не следует путать с концентрацией.
Есть люди, которым трудно сконцентрировать внимание для того, чтобы проделать
некоторую работу. Им следует развивать не волю, а концентрацию - это путь
раджа-йоги.
Труд
Путь карма-йоги обязателен для всех.
На каком бы духовном уровне человек ни находился, он должен трудиться, не думая
о наслаждении результатами своего труда. Но индивидуальная дхарма (мораль)
предписывает отнюдь не любой труд. Каждый человек, находясь в определенном
месте Вселенной и на определенном духовном уровне, имеет свои кармические
обязанности, которые сообщаются ему внутренним голосом (если он способен его
услышать) и никем другим. Однако наказание за невыполнение своих кармических
обязанностей, выражающееся в отягощении кармы, не зависит от того, слушает
человек свой внутренний голос или нет. Незнание закона не является смягчающим
обстоятельством.
Духовный рост человека происходит
тогда (и только тогда!), когда он наполняет свои действия духовным содержанием.
В зависимости от духовного уровня эти слова имеют разное значение.
Минимальное требование духовности
труда заключается в том, что труд происходит с полной концентрацией на процессе
и с внутренним уважением к нему, каким бы бессмысленным он ни казался с внешней
точки зрения. Так относится к своим действиям двухлетний ребенок. На более
высоком духовном уровне человек осознает, что любую ситуацию, раз уж ее создал
Господь, следует проработать с максимальной тщательностью: Он всегда имеет
что-то в виду.
По мере духовного роста и расширения
сознания человек начинает видеть необходимость членения своей и чужой жизни на
поступки и осознания их высшего (духовного) смысла. Мораль начинает выступать
не как горизонтальное средство регулирования жизни общества, а как проявление
Божественного промысла, и в этот момент человек осознает свой внутренний
(кармический) долг как основной. Постепенно он осознает, что каждый момент его
жизни есть труд, в который он может вкладывать духовное содержание. Это
означает, что каждое слово, каждый взгляд и жест происходят у него так, как
будто Бог в этот момент пристально наблюдает за ним лично. И со временем он
понимает, что на самом деле так оно и есть.