Последние
годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты,
направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них
рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все
эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей. Новым технологическим инициативам нужна новая
концепция общественных отношений, новая система ценностей, которая бы стала необходимым цементом для
укрепления инновационной основы этих
проектов.
За
последнее время из общественного оборота ушел такой термин, как
«общечеловеческие ценности». Хотелось бы вспомнить о существовании этого
краеугольного понятия, т.к. именно оно даст инновациям прочную основу, создаст,
одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас,
рассчитанный на длительную перспективу.
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие
ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для
людей всех культур и эпох.
Ошеломляющее многообразие точек зрения по
этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о
явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями
человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми,
источниками энергии и т.д. Или с
ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность
страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни
считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в
зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от
политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и
т. д.
Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное
явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как:
«принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы
веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и
высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека,
независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.
В непосредственной связи с пониманием ОЦ
находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два
понимания общества: или общество понимается как природа, или общество
понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие
сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу,
господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку
волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права
человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и
немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).
К одной из центральных и важнейших ОЦ можно
отнести жизнь отдельного человека,
выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других
ценностей.
Другой важнейшей общечеловеческой ценностью
является творчество. Именно
творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем
небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я»
не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В
результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира
человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают
особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести,
сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать
уже созданное ранее.
Творчество – проявляется не только в
утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной
и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном
обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы
быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели,
музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о
том, что, прекрасное (красота) – может
рассматриваться , как высшая эстетическая ценность.
Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание
людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и
сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением
пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы,
философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и
образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими
исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека
как Homo sapiens.
В единстве с рассмотренными ценностями формируется
и действует чувство справедливости.
Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение
справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как
несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть,
мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это
говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой
ценностью.
Ряд авторов в этом контексте трактуют
материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа
телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно
«не ложится»).
Выстраиваются две «шеренги»
противоположностей: «жизнь – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное –
справедливость » и «смерть – безделье – зло – ложь – безобразное –
несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким
своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй
все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.
Некоторые авторы различают человека
биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением
своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То
второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него
нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека
– это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и
зло. К ОЦ также можно отнести такие
ценности, как смысл жизни, счастье,
добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...
В современную эпоху глобальных перемен особое
значение приобретают абсолютные ценности добра,
красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм
духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира
человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота,
истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и
обретение.
Непреходящее значение имеют Библейские
нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная
Нагорная проповедь Иисуса Христа.
В истории каждого народа, каждой культуры
существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет,
достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме
переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне.
ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в
глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то
непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно
физическим константам, на которых покоится все научное знание.
Сама фраза «общечеловеческие ценности» была
введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес
господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».
Существует мнение, что следование общечеловеческим
ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих
ценностей могут существовать, как архетипы.
Примеры
- Многие основные законы, которые существуют
почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например,
запрещение убийства, воровства и т. п.).
- Многие либеральные принципы, такие как
свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.
- Некоторые религии считают свои законы
общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять
заповедей.
- Часто утверждают, что так называемое
«золотое правило морали» — «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали
тебе» — может быть примером общечеловеческой ценности.
В подготовке материала использованы: Энциклопедия
социологии, Википедия, статьи В.Ефимова, В.Таланова и др.
|