Конечно интеллигенция это сугубо российское явление. У нее свой кодекс
чести, свои идеалы, свои принципы, своя сетка координат. Как говорится спору
нет. Автор в этом бесспорно прав. Но есть в статье и определенное смещение
акцентов. «Интеллигенция же осмысляла свою
собственную роль как призвание служить этому народу и тем самым — обществу,
отчизне и истории в целом». Что значит служить? Я бы все-таки уточнил. Помнится
еще классик говорил: «Служить бы рад, прислуживать тошно». Служение это
достаточно широкое понятие. Оно в данном случае предполагает и более высокую
ипостась, более глубокий смысл – быть неким ориентиром, своеобразным
эволюционным вектором, эталоном, который понимает скрытый смысл происходящего,
который расставляет вехи, готовит людей для очередного шага в движении по
культурной-исторической лестнице…
Трудно не согласиться со словами
автора, что «к середине девяностых в
социуме сложились отношения, с которыми существование интеллигенции как особой
социальной страты стало несовместимо». В создавшихся условиях в ней просто отпала
необходимость. Рынок не побуждает к высокому и вечному. Все так. Но место
интеллигенции в иерархической структуре общества никто не отменял. Пирамида
общественной жизни отводит интеллигенции почетное высокое место. Быть может она
станет другой, быть может, у нее будет иное имя. Но законы не обманешь. Поэтому
не согласен с пессимизмом автора. Надо не только констатировать, как все плохо.
Это и так видно невооруженным глазом. Но и думать как решать проблему. Т.к.
делать это рано или поздно придется. Поэтому для начала надо понять как должно
быть, а затем решать каким образом (какими средствами, методами…) этого можно
достичь.
Когда я слышу, что
интеллигенция кому-то что-то сегодня должна, я хватаюсь за пистолет. Потому что
интеллигенции больше нет, вся вышла. И это, как говорил матрос Швандя, не факт,
а на самом деле.
Укатали
сивку крутые горки. Похоже, что более чем полуторавековые споры о природе
русской интеллигенции, бурлившие азартом, прекраснодушием или злостью с самого
начала ее возникновения, подошли к концу.
Интеллигенция, как она сложилась
примерно в середине XIX столетия, — чисто русский феномен. Это образованное
сословие, демократичная страта со своим кодексом чести, основой которой стала
духовная самостоятельность, требование действовать в соответствии с
собственными убеждениями, даже если таковые действия не слишком выгодны самому
действователю вплоть до угрозы его безопасности и жизни — действовать ради
Истины.
Но
главное, что отличало русское образованное сословие от слоя интеллектуалов,
характерного для западноевропейского общества, от так называемого
"фаустовского человека" — это самоопределение, далее ставшее
привычным и для способа мышления об обществе (дискурса, как теперь говорят)
всех других социальных слоев в России, да и теперь остается таковым, мышления в
координатах "власть — народ — интеллигенция". В частности, это
описано Ф. М. Достоевским в своеобразной хартии, которая сформулирована им в
"Дневнике писателя за 1876 год".
Народ
понимался как материальная и духовная основа существования и развития общества,
его источник, сила и потенциал. Интеллигенция же осмысляла свою
собственную роль как призвание служить этому народу и тем самым — обществу,
отчизне и истории в целом.
Реальный народ в его эмпирическом, наличном состоянии, говорит
Достоевский, погряз в мерзостях, разврате и лжи. Но судить его надо не по ним,
а по тем высотам духа, которые в нем встречаются, — не по пропастям низости, а
по вершинам его святости, поскольку вины его в собственной развращенности нет,
и ответственности он за свои мерзости не несет, просто так уж сложилась его не
самая удачная история.
Зато
народ должен быть почитаем за то доброе, что в нем есть, только в этом он
оказывается вменяем. И народопоклонство становится страстно признаваемым долгом
интеллигенции. Сначала ею самой, а потом и объектом, и властью. Объект культа
обычно бывает рад культу, власть же
способна относиться и к самым возвышенным идеалам вполне инструментально,
используя их в своих собственных целях.
И
поклонились…
Иными
словами, интеллигенция изначально, от рождения должна была быть, прости
Господи, косоглаза и оставаться таковой согласно своей природе: не упуская из
виду "правду-истину", то есть реальное, темное и нерадужное положение
дел, она призвана видеть "правду-справедливость" — светлый и чистый
образ народа, и работать ради последнего не щадя живота своего.
И
работала, и не щадила. И уезжала в деревню, и лечила, и учила, и проектировала
мосты и дороги. Много сделала доброго. И кто-то был ей благодарен, но сплошь и
рядом и врача могли убить за то, что "разносит заразу", и на учителя
донести городовому "за крамолу" — всё это развернется уже в революцию
1905 года и накануне Октября 1917-го, а также после него в десятках тысяч
погромов усадеб и ином лютовании черни.
В народе есть, конечно, добрые и
плодотворные начала, но есть в нем и низость, и подлость, и последние качества
в соответствующих условиях находят самую для себя благоприятную почву, чтоб
развиваться, цвести и пахнуть.
При этом ни интеллигенция, ни сам
народ никогда не признавали образованный слой за составную часть народа.
Интеллигенты всегда виделись народу "барами", "господами",
чего сами "господа" ужасно стыдились и всячески стремились
"опроститься", — что, вообще говоря, в Европе или Америке
было бы немыслимо: там интеллектуалы могли петь гимны демократии и родине,
нации и университету, но никогда им не приходило в голову поклониться свинарке
и пастуху, чтить в них "лучшего человека", чем они сами.
Власть же
обычно, так или иначе, была заинтересована в существовании образованного
сословия, в выполнении им своих модернизационных функций. Лечить и учить бывало
нужно во все времена, во всяком случае, в послепетровской России. Но в
то же время власть всегда опасалась самостоятельности образованного
сословия, стремясь формировать, согласно старому афоризму, неинтеллигентную
интеллигенцию. Потому косоглазие интеллигенции стало коренным ее свойством и в
отношении к власти. Говоря словами Пушкина, "и впился комар как раз тетке
прямо в правый глаз; повариха побледнела, обмерла и окривела"…
Интеллигенция
могла сотрудничать с властью, когда считала это полезным для своих высших целей
служения народу, и бывала в оппозиции вплоть до радикальных действий.
Наше
образованное сословие, претерпевая разные метаморфозы, тем не менее, оставалось
интеллигенцией по своему кодексу и своим функциям в обществе. Сохранялось
что-то, чего интеллигенция при всех обстоятельствах, по слову Достоевского,
отдать не могла, чем не могла поступиться, даже изменяя самой себе в сторону
трусливого и идеализированного вИдения объективных ситуаций.
Она
могла разрешать себе или оказывалась вынужденной быть подслеповатой в отношении
"правды-истины" в пользу по-своему понимаемой "правды-справедливости",
зато более или менее сохраняла требовательность в отношении собственных норм и
поведения: уважение к честному и квалифицированному труду, к образованности и
таланту (при всей от века существующей в разных сообществах зависти),
пристойному бытовому поведению, своим профессиональным трудом или просто
образом жизни содействуя тому, что называлось смягчением нравов.
Но к середине девяностых в социуме
сложились отношения, с которыми существование интеллигенции как особой
социальной страты стало несовместимо. Частью сословие пошло во власть и тем
самым быть интеллигенцией по определению перестало, частью маргинализировалось.
Так
или иначе, но традиционно интеллигентские профессиональные занятия, способы их
осуществления и соблюдение базовых норм неписаного кодекса чести интеллигенции
перестали обеспечивать многим людям даже и вполне скромные потребности
выживания, а новый образ жизни вытеснил из этих сфер большую массу людей — и,
прежде всего, в сферу обслуживания и складывающуюся страту интеллектуалов, существование
которых связано с совсем иными основаниями.
Умом
Россию не понять, у ней особенная стать. Историю приходится принимать такой,
какой она сложилась. Если пациента лечили от косоглазия, а закончилось дело
летальным исходом, — что ж, "умерла так умерла". Ну, то есть интеллигентные люди остались, а исчезла
интеллигенция как уникальный социальный слой. Возродится ли она в
каких-то организационных формах наподобие монастырей в миру, как думал Н. А.
Бердяев в "Новом средневековье", или новая цивилизация востребует
совершенно другие страты, которые так или иначе возьмут на себя функции
интеллигенции, показать может только будущее.
Однако
очевидно, что сегодня мы имеем дело совсем с другой властью, совсем с другим
народом, а потому весь, еще раз прости Господи, дискурс размышлений о том, куда
идем, куда заворачиваем, должен стать иным, с совсем иными понятиями и сеткой
координат.
При
перестройке и в постперестроечное время в случае запутанных проблем было модно
говорить: начинать надо с себя. Интеллигенция с полным правом могла бы
теперь сказать: меня столько нету, чтобы всё на свете начинать с меня. Так что
вы, ребята, теперь уж как-нибудь сами.