Воскресенье, 17.11.2024, 12:48 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Человек » Индивидуализация и объединение

Хрущевская оттепель или время великих возможностей. 2 часть

<<< Начало статьи

Общественная жизнь

 После ХХ съезда КПСС появилось большое количество новых литературных журналов. Во второй половине 50-х годов впервые или после длительного перерыва стали выходить двадцать восемь журналов, семь альманахов, четыре газеты литературно-художественного содержания.

Достижения и противоречия периода "оттепели" наиболее ярко проявились в культурной сфере. Впервые стали выходить книги репрессированных авторов: М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого и др. II съезд писателей (1954 г.) показал наличие двух тенденций в литературе – охранительной и обновленческой.

Соответственно и интеллигенция разделилась на два лагеря: консерваторов во главе с В. Кочетовым, сгруппировавшихся вокруг журналов "Октябрь", "Нева"; и либералов во главе с признанным лидером А.Твардовским, издававших "Новый мир" и "Юность". Неспособность противостоять давлению власти породила чувство глубокой вины и стала началом нравственного возрождения в виде движения диссидентов. 

Провозглашение развернутого коммунистического строительства привело к усилению идеологического диктата властей во всех сферах общественной жизни. В этом заключалось своеобразие эпохи «оттепели».

С одной стороны, наблюдалось раскрепощение духовной жизни, призывы к демократизации, требования вовлекать трудящихся в управление государством, с другой — эти инициативы были помещены в жесткие рамки системы, скованной идеологией броска в коммунизм.

Более того, задача формирования нового человека, гражданина будущего общества привела к усилению борьбы за влияние на духовную жизнь людей. На эту сферу распространялось монопольное господство КПСС, исключавшее любую «конкуренцию».

 

Молодежные инициативы

1956 год с полным правом можно назвать отправной точкой расцвета молодежных инициатив. Возбужденная переменами и воодушевленная представившейся возможностью более свободно выражать свое мнение, молодежь стала активно, без оглядки, воплощать в жизнь свои задумки и реализовывать потребность в неформальном общении, создавая кружки самообразования и разного рода семинары. В большей или меньшей степени все они оказывались политизированными.

 Новым в настроениях учащейся молодежи было и то, что она уже не сносила гонения и репрессии за смелость иметь собственное мнение. С юношеским энтузиазмом молодые «революционеры» одинаково жадно осваивали как большевизм, так меньшевизм и троцкизм.

В качестве элемента политического конструктора, из которого молодежь надеялась сложить справедливое общество, присутствовал также «титоизм». Рядом организаций он рассматривался в качестве наиболее правильного воплощения на практике идеи социализма. 

В ходе переосмысления пройденного исторического пути и переоценки общественных ценностей молодежью, обладавшей способностью к теоретическому мышлению, были созданы оригинальные концепции и программные разработки. Так, студент Уральского педагогического института Г. Е. Федосеев написал труд под названием «Классовый социализм», в котором выдвинул тезис о том, что советская интеллигенция является не прослойкой общества, а господствующим классом.

Молодые труженики одного из алтайских колхозов, уверовав в коммунизм, приняли решение бесплатно доставлять из колхозного магазина все необходимые продукты и товары старейшей супружеской паре колхозников, не имеющей из-за преклонного возраста шансов дожить до этих светлых дней, с тем, чтобы они хотя бы таким образом уже сейчас, при жизни, смогли почувствовать  плоды будущего коммунистического устройства.

Всплеск эйфории, связанный с головокружительными планами коммунистического строительства, реальность выполнения которых постоянно подчеркивалась на всех уровнях, был удачно дополнен знаменательной победой, одержанной в сфере покорения космического пространства.

Первый полет человека в космос стал поистине фактором всемирного значения и дал возможность оценить советские достижения с новых и весьма оптимистических позиций. Это, безусловно, создавало дополнительный позитивный фон.

 

Поэтическое движение

В конце 50-х годов на новый виток развития выходит поэтическое движение. Поэзия становиться знамением времени. Происходит повышение эстетической «компетентности» молодежи. В конце 50-х начале 60-х она открывает для себя множество новых имен русских поэтов начала XX века. В то же время нарастает волна самодеятельного поэтического творчества.

Увлечение стихами породило массовые собрания молодежи на площади Маяковского в Москве. Официальное открытие памятника поэту 29 июня 1958 года, закончившееся незапланированным чтением стихов желающими из собравшейся публики, настолько понравилось молодежи, что решено было превратить 14 число каждого месяца в дату регулярных встреч. Вскоре на площади образовалось нечто вроде  клуба под открытым небом

            Движение «маяковцев» носило характер культурной инновации. Собиравшаяся на площади молодежь читала Есенина, Евтушенко, Ахматову, Пастернака, стихи собственного сочинения, спорила. Политики почти не касались. По свидетельству В. Осипова, «никто не ставил под сомнение "Октябрь" и необходимость коммунизма.

В обстановке стихийного общения на площади сложилось несколько молодежных групп, по сути, компаний по интересам. Никто из них никому не мешал и ни одна группа не претендовала на лидерство.

Площадь принадлежала всем. Популярность «Маяка» быстро перешагнула столичные рамки, вызвав интерес у молодежи других городов и республик, специально приезжавшей в Москву для того, чтобы окунуться в атмосферу неформальных собраний. Была сделана попытка организовать, такие же публичные чтения в Тамбове.

Поэтические вечера явились яркой страницей в культурной жизни столицы и страны, они в значительной мере способствовали формированию новых форм общения, стали неотъемлемым атрибутом духовной жизни страны, символом нравственного и эстетического выбора, формой консолидации молодежи, наконец, дали начало вызреванию элементов демократического движения в СССР.

Стихия поэтического слова буквально захлестывала молодежь. Повсеместно в вузах образовывались многочисленные студии молодых поэтов и писателей, чье творчество сразу же привлекало внимание широких молодежных масс. В Ленинграде, поэтические вечера неизменно собирали многочисленную аудиторию.

 На одном из первых подобных мероприятии в ноябре 1954 года, прошедшем в Политехническом институте, свыше тысячи студентов в течение трех часов с неослабевающим вниманием слушали выступающих. Эпицентрами любительской молодежной поэзии стали литературные объединения при институтах и университетах.

Рост культурной активности, дискуссии о духовных, нравственных проблемах советского общества, интерес к нестандартным мировоззренческим взглядам привели к возникновению неформальных культурных объединений. Наибольшее распространение получили клубы и кружки по интересам.

 

Молодежные театры, охрана памятников

В 50-е годы возникает феномен самодеятельной песни. В 1955 году геолог из Ленинграда А. Городецкий стал одним из первых представителей «поющей поэзии», развившейся впоследствии в массовое бардовское движение, воплотившее в себе искания и идеалы молодежи тех лет.

Широкий размах получило движение студенческого театра. На любительские молодежные спектакли сразу же возникла большая мода. В 1954 году с огромным успехом по Домам культуры и клубам Ленинграда прошла постановка Ленинградского электротехнического института «Весна в ЛЭТИ».

В Москве в конце 50-х огромной популярностью пользовались действовавшие при ДК МГУ театр под руководством Р. Быкова и эстрадная студия «Наш дом» М. Розовского, И. Рутенберга. Характеризуя цели творческого объединения «Наш дом» Р. Быков писал: «Мы взяли на вооружение такие слова, как театр гражданский, театр высокой политической принципиальности, активного отношения к жизни, театр тенденциозный и политический».

Не скованные грузом стандартов актеры-любители сумели найти новаторские средства выражения, значительно опередив в этом отягощенное условностями профессиональное театральное искусство. М. Захаров, вспоминая эпоху 50-х, говорил: «Мы начинали работать в СТ в революционный момент в истории театра, когда шел слом старых, довоенных традиций и новое время стучалось во все двери. Эти новые веяния требовали своего отражения, исследования. Студенческая среда, как молодая, развитая часть общества всегда лидировала в ситуациях культурного слома».

Молодежные театры были явлением в равной степени эстетическим и общественным. Они занимали активную гражданскую позицию, смело поднимали острые вопросы современности, вели полемику с прошлым.

Молодежь стояла у истоков русского национального движения, частью которого было движение за охрану памятников старины. Первым в 1964 году при Московском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры возник студенческий клуб «Родина». В следующем году создается добровольное объединение «Россия», выступавшее за бережное отношение к наследию материальной и духовной культуры.

Именно эта полоса советской истории стала колыбелью зарождавшегося демократизма, многих реформаторских начинаний, именно здесь начала формироваться плеяда "шестидесятников" – предтеч перестройки, здесь не только заявил о себе А. Солженицын, но и стали создаваться условия для утверждения разномыслия; советские граждане привыкали без страха и не шепотом обсуждать политику и критиковать своих политических лидеров, а политика мирного сосуществования переставала быть лозунгом, фразой, становясь реальностью, осмысленной системой мер.

 

Международный аспект

В 1957 году в Москве состоялось Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Поводом для него стало празднование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. На совещание прибыли делегации всех 64-х коммунистических и рабочих партий. На нем был принят Манифест мира.

СССР выдвинул много предложений о разоружении. Так Н.С.Хрущев в сентябре 1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран. Поэтому в марте 1958 года СССР по собственной инициативе приостановил испытания ядерного оружия. С 1958 года СССР уменьшил численность своей армии, которая за годы "холодной войны" выросла до 5,8 млн. человек. Численность армии была доведена до 3,6 млн. человек. Два года спустя Никита Сергеевич добился разрешения сократить Вооруженные Силы до 2,4 млн. военнослужащих

Прямая или косвенная советская помощь позволяла различным странам ускорить более радикальные решения по своему освобождению от колониальной зависимости.

Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных и залежных земель, 300 тыс. отправились на крупнейшие стройки. Расширились международные контакты: в 1956 г. был проведен VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, ставший беспрецедентным событием для закрытой страны.

 

Съемки со знаменитых чтений в «Политехе» вошли в один из главных «шестидесятнических» фильмов — «Застава Ильича» Марлена Хуциева, а перечисленные поэты на несколько лет стали культовыми фигурами того времени.

      Позже любовь публики перешла на поэтов нового жанра, порожденного культурой «шестидесятников»: авторской песней. Его отцом был Булат Окуджава, начавший в конце 50-х исполнять под гитару свои песни — сначала на вечеринках или просто на бульваре. Его песни резко отличались от передававшихся по радио прежде всего личным, даже частным настроем.

      Песни Окуджавы явились самым адекватным выражением мироощущения «шестидесятников». Сюда же можно отнести поэтов: А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко. Вскоре появились и другие авторы — Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, ставшие классиками жанра. Появился аудио самиздат, разнесший голоса бардов по всей стране — радио, телевидение и грамзапись были тогда для них закрыты.

 

 «Физики» и «лирики», как явление

«Шестидесятники» состояли из двух взаимосвязанных, но разных субкультур, шутливо называвшихся «физиками» и «лириками» — представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции. В частности, А. Эйнштейн и Л. Ландау были тогда культовыми фигурами, чьи фото украшали квартиры людей далёких от физики. Естественно, «физики» меньше проявляли себя в искусстве, однако мировоззренческая система, возникшая в их среде, была не менее (а, возможн, и более) важна в советской культуре 60-х и 70-х годов. Присущая культуре «физиков» романтизация научного познания и научно-технического прогресса оказала огромное влияние на развитие науки. В искусстве взгляды «физиков» проявлялись не часто — одним из ярчайших примером является проза братьев Стругацких.

«Физики» были гораздо более любимы государством, чем «лирики», поскольку в них нуждалась оборонная промышленность. Это отражено в известной строчке Слуцкого: «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне». Видимо, отчасти, с этим связано то, что к 70-м эстетика «физиков» была воспринята советским официозом — «научно-фантастический» стиль стал архитектурно-дизайнерской нормой позднего СССР.

 

Походники

В более поздний, период, когда градус общественной жизни в стране был понижен, в среде «физиков» появилась новая субкультура — туристов-походников. В её основе лежала романтизация таежного (северного, высокогорного) быта геологов и ученых полевиков.

Простота, грубость и свобода их жизни были антитезой скучной бессмыслице «правильного» существования городского интеллигента. Кроме того, образ Сибири вызывал ассоциации с таежной свободой, с культурной  изнанкой официальной жизни.

Выражением этих настроений стал. прозрачный и тонко выстроенный, фильм Киры Муратовой «Короткие встречи с Владимиром Высоцким в главной роли. В том же году появился и фмльм «Вертикаль» с его песнями. Миллионы интеллигентов стали проводить свои отпуска в дальних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой, а их любимым досугом стало коллективное пение у костра под гитару — в результате авторская песня превратилась в массовый жанр.            

 

Заключение

И всё-таки несмотря на ошибки и просчёты Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для страны необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями того времени. Никита Сергеевич спешил – хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался.

На примере Хрущевской оттепели мы хотели показать сколько самых разнообразных и неожиданных идей, начинаний, реформ можно было реализовать, какие исключительные возможности История давала обществу в тот период. Разумеется, было много издержек, которые в итоге не позволили довести до конца все начатое в те годы. Но в этом мире ничего не бывает в чистом виде. Издержки – это неизменный спутник любых процессов. И если они превышают критический порог – крушение неизбежно.

Очень хотелось, чтобы в этом материале читатель увидел не только возможность альтернативного исторического развития, но и ощутил  некую мудрость, заключенную в самом движении истории. Эта мудрость скрывается за определенными событиями, эпохами, людьми, которые несут нечто новое, революционное, что может двинуть общество на следующую ступень, что требует мощнейшего энтузиазма и веры.

Только великая цель, только задача на грани невозможного может дать такую веру и такой энтузиазм. История для такой цели выбирает неординарных личностей. Они не всегда знают об этом. Но они всегда ведут себя в соответствии с этим выбором, реализуя порученную задачу доступными им средствами. Никита Сергеевич при всей своей неоднозначности был несомненным пассионарием своего времени. Он выполнял Поручение данное ему Историей. Выполнял, как мог, как умел, преломляя его через свое сознание, свой характер, желание покончить с прошлым, желание обновления страны, желание сделать человека лучше.

Категория: Индивидуализация и объединение | Добавил: inductor1 (02.07.2010)
Просмотров: 8401 | Рейтинг: 4.6 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz