Воскресенье, 17.11.2024, 16:34 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Человек » Культура

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ

Преамбула
Генеральная конференция ЮНЕСКО,
- рассматривая культуру как главный источник гуманизации человеческой истории,
- считая, что культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечест-ва,
- понимая, что диалог культур обеспечивает взаимопонимание между народами, выявле-ние духовной уникальности каждого из них,
- полагая, что сохранение и развитие культуры каждого народа должно стать делом всего мирового сообщества,
- осознавая, что культура является основой социального и экономического развития на-родов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека,
- учитывая, что культурные различия народов и неспособность к культурному взаимопо-ниманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов ХХ столетия,
- рассматривая культурное развитие и культурную солидарность в совокупности с эко-номической и политической интеграцией современного мирового сообщества как залог толерантности, взаимопонимания и демократии, условие предотвращения войн и насилия,
- исходя из того, что реализация ценностей демократического устройства жизни и прав человека в значительной мере определяется уровнем культурного развития общества,
- принимая во внимание, что утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации,
- констатируя, что в условиях ускорения цивилизационных процессов под угрозой ока-зывается целостность культур различных народов мира,
- выражая озабоченность усиливающейся экспансией антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, угрожающих самобытности национальных культур и культур-ному развитию человечества в целом,
- полагая, что продуманная и целенаправленная политика государства в области культу-ры способна обеспечить сохранение и гармоничное развитие культуры каждого народа, наладить взаимодействие и продуктивный диалог между нациями,
- осознавая необходимость выработки национальных и международных мер по защите культуры,
- исходя из международных актов, затрагивающих вопросы культуры, в первую очередь статьи 27 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что "каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусст-вом, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами", преамбулы Устава ЮНЕСКО, утверждающего, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справед-ливости, свободы и мира...
- провозглашает настоящую Декларацию прав культуры:

Статья 1
В настоящей Декларации под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманиза-ции общества...

Статья 2
Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала лич-ности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой душевного здо-ровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилиза-ции. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.

Статья 3
Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникаль-ности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры.

Статья 4
Культура каждого народа имеет право на сохранение своего языка как основного средства выражения и сохранения духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального самосознания, как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.

Статья 5
Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным творением. Свободный доступ к куль-турным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего че-ловечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономи-ческие и таможенные барьеры.

Статья 6
Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего чело-вечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и ме-жэтнических конфликтов, насилия и войн.

Статья 7
Культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане квалифицированы как преступление против человечества.

Статья 8
Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридиче-ские и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории.

Статья 9
Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития всех граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического раз-вития общества.

Статья 10
Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческо-го достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.

Статья 11
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информационно-просветительных) лежит прямая обязанность воспитывать уважение граждан к отечест-венной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, к носителям националь-ного самосознания, формировать представление о месте национальной культуры в духов-ном наследии человечества, ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.

Статья 12
Как гарант сохранения и развития культурного наследия, государство обязано:
а) рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния на-ции и обеспечивать его передачу будущим поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как социальному институту культурной преемственности;
б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви и уважения к культурному на-следию своего народа, к культуре других народов мира;
в) обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;
г) способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации...

Статья 13
Как субъект права, государство обязано:
а) обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и прини-мать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и госу-дарственных норм в области культуры;
б) создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного твор-чества и профессиональной деятельности в сфере культуры...
д) не допускать ущемления права граждан пользоваться своим языком, который является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого;
е) обеспечивать возможность получения среднего и высшего образования на родном язы-ке представителям национальных меньшинств в местах их компактного проживания.

Статья 14
Как субъект власти, государство обязано:
а) рассматривать культуру как основу духовной безопасности народа, как базовую пред-посылку и критерий выработки моделей общественных преобразований...
в) создавать условия для развития науки как важнейшего интеллектуального и духовного ресурса нации;
г) всесторонне поддерживать систему образования как ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к отечественной и мировой культуре;
д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии массовой коммерческой культу-ры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности нацио-нальных культур, так и культурному развитию человечества в целом...
л) обеспечивать сохранение национальной культуры как гармоничной целостности и ин-формировать общественность о возможных негативных последствиях для духовного здо-ровья нации утраты даже отдельных ее явлений и объектов.

Статья 15
Как субъект международного права, государство обязано:
а) способствовать установлению международных контактов и сотрудничества в области сохранения и развития культурных богатств, поощрять распространение культурных цен-ностей, благоприятствующих укреплению мира и безопасности...

Статья 16
Для обеспечения выполнения положений Декларации при ЮНЕСКО по решению Гене-ральной конференции учреждается комиссия по соблюдению прав культуры, действую-щая на основе положения, выработанного Исполнительным советом.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ
(вариант)

Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.п., но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, по-ведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т.д.
Живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями и т.д. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупности, в которую входят как произведения и явления первого разряда, так и второстепенного свойства, кро-ме обычаев и навыков, явно вредных для окружающих.
Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как от-дельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное суще-ствование их лишается смысла.

1. ПРАВА КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВА
Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, ле-жит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культу-ры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государ-ства в творческую жизнь.
Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны го-сударства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информи-рующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культур-ным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого, проживающего на любой территории.
Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества произведений культуры.
"Самоокупаемая" культура является такой культурой, которая оказывается матери-ально и духовно полезной в целом, воздействует положительно на общество, поднимая его нравственность и умственный потенциал людей.

II. ПРАВА КУЛЬТУРЫ НА СОХРАННОСТЬ
Культура всех стран любого уровня, если только она является подлинной культурой, а не псевдокультурой (что в случае необходимости устанавливается экспертами ЮНЕ-СКО), имеет право на сохранность, строго инспектируемую как местными организациями, так и единым для всех стран высшим учреждением при ЮНЕСКО. Этот орган со своим независимым штатом инспекторов, своими юридическими полномочиями по единым для всех стран статьям, сможет привлекать к судебной ответственности виновников наруше-ний сохранности (уничтожения или искажения) произведений культуры или нанесения различного рода ущерба для учреждений культуры и ее положения в обществе.
Учитывая, что культура больше всего терпит ущерб от военных действий, мы вновь подтверждаем полную правомочность "Конвенции о защите культурных ценностей в слу-чае вооруженного конфликта" от 14 мая 1954 г. и настаиваем на неукоснительном соблю-дении ее требований всеми государствами, в том числе и вновь образованными.
Ввиду того, что памятникам культуры очень часто наносится ущерб при реставраци-онных работах, в дополнение к существующим правилам (в частности, так называемой "Венецианской хартии") считать необходимым постоянные совещания по основным во-просам реставрации и международные консультации реставраторов, особенно если памят-ник создан не в той стране, где он находится в настоящее время.
К реставрации особо значительных памятников (список которых должен быть серь-езно расширен по сравнению с существующими) необходимо допускать лишь реставрато-ров, имеющих международные дипломы высшей категории, выданные соответствующей организацией при ЮНЕСКО.
Ансамбли памятников культуры, созданные как единое целое (алтари, деисусы, дип-тихи, триптихи, гарнитуры мебели, библиотеки и коллекции, представляющие собой эсте-тическое или историческое целое и имеющие общечеловеческое значение), не должны разъединяться при продажах и различных перемещениях.
Исторические города (список которых необходимо значительно расширить и утвер-дить ЮНЕСКО) должны иметь право на сохранение не только своего центра, но также ок-раин и окрестностей, которые зачастую представляют собой историческую ценность (для России это: Петербург с его окраинами, дворцовыми городами и селениями; Новгород с окружающими его монастырями и церквами; Москва с подмосковными усадьбами и т. п.).
Охраняемый исторический облик наиболее ценных городов определяется планиров-кой, высотой (не выше, скажем, Зимнего дворца в Петербурге) зданий, их средними габа-ритами, окраской фасадов, допустимостью того или иного стиля в городе и т. п.
Исторический облик наиболее ценных исторических городов определяется понятием "облик города", согласно с введенными в свое время в науку определениями в работах И. М. Гревса и Н. П. Анциферова.
Понятие ценного ландшафта определяется не только историческими событиями, произошедшими на этих местах (в России — битвы: Полтавская, Куликовская, Бородин-ская, Сталинградская, Курская, Севастопольская оборона), но и памятью художнической (Плес на Волге, связанный с именем Левитана, гора св. Виктории, памятная работами Се-занна и т. п.).

III. ПРАВА КУЛЬТУРЫ НА ДОСТУПНОСТЬ
Доступ к ознакомлению и изучению произведений культуры должен быть открыт для каждого человека (кроме, разумеется, потенциальных злоумышленников, вопрос о ко-торых должен быть рассмотрен соответствующими комиссиями).
Открытость ("гласность") произведений должна касаться как находящихся в госу-дарственном, так и в частном владении. Невозможность обозрения тех или иных книг, ак-варелей, рисунков и пр. должна решаться компетентными комиссиями, и сами решения эти не должны быть тайными.
Все произведения культуры должны быть доступны для бесплатного обозрения в на-значаемые владельцами дни не реже двух раз в год. Особый статус для обозрения предос-тавляется учащимся, пенсионерам, ученым.
Особо ценным собраниям необходимы полные каталоги. Финансовая поддержка в их составлении и печатании осуществляется государством или благотворителями (с соответ-ствующим сокращением налогов для последних).
Под полными каталогами разумеются научные описания произведений, находящихся как в экспозиции, так и в запасниках. Сведения о малых собраниях или отдельных произ-ведениях, хранящихся в частных руках, могут печататься в прессе (научной или популяр-ной).
Произведения культуры (археологические, живописные, прикладного искусства и т. д.) должны иметь стабильное местопребывание и только по особым причинам, исключи-тельно культурного характера, могут менять его; причины должны быть рассмотрены в ЮНЕСКО.
Вместе с тем необходимо усилить права жертвователей произведений культуры. Их воля относительно местонахождения пожертвованных предметов, имеющих общечелове-ческую ценность, должна полностью выполняться прижизненно и посмертно, о чем в слу-чае прижизненного пожертвования необходима полная договоренность между прежним и новым хранителями.
В случае невозможности выполнения условий жертвователя (или в некоторых случа-ях продавца) разрешение на перемену условия хранения общечеловеческих ценностей должно выдаваться ЮНЕСКО.
Настоящая "Декларация прав культуры" является сугубо предварительной. Государ-ства, принявшие положение данной Декларации, обязуются организовать учреждение при ЮНЕСКО, которое выработает окончательный текст, создав действенные меры по охране и доступности культуры, и станет в дальнейшем пристально следить по общим для всех государств правилам и законам за выполнением всех прав культуры.
Д. Лихачев

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ КУЛЬТУРЫ БЫЛА ПРИНЯТА НА УЧРЕДИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ КОНГРЕССА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Москва. 10—11 декабря 1997 г.)

РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ КУЛЬТУРЫ

Съезд признает Декларацию прав культуры, разработанную академиком Д. С. Лихачевым, важнейшим документом конца ХХ в., призванным стать основой для сохранения и развития культуры в Российской Федерации и в мире в начале нового тыся-челетия.
Съезд обращается к Президенту России Б. Н. Ельцину с предложением ввести в дей-ствие на территории Российской Федерации Декларацию прав культуры.
Съезд просит Президента России внести от имени Российской Федерации в ООН Декларацию прав культуры как документ международного значения и предложить этой представительной международной организации одобрить Декларацию и рекомендовать всем странам мира принять ее.

Москва
11 декабря 1997 г.

Неисполненное завещание академика Лихачева

Дмитрий Лихачев - академик, выдающийся исследователь древнерусской литературы, общественный деятель, радевший за нашу страну и культуру. В общественном созна-нии ученый живет в виде штампов: "совесть нации", "нравственный идеал", "последний российский интеллигент"... Неожиданный ракурс видения личности Лихачева открывает весьма лаконичный и на первый взгляд простой документ - Указ президента РФ В.В. Пу-тина о праздновании 100-летия академика Лихачева. Стране предлагается отметить вы-дающийся вклад Дмитрия Сергеевича "в развитие гуманитарных наук, культуры и образования".
Оборачиваясь в прошлое с позиций современного знания, можно сказать, что рядом с Лихачевым-филологом в конце минувшего столетия встала фигура Лихачева-культуро-лога, не менее значительная и не менее масштабная. Академик Лихачев - выдающийся, великий культуролог ХХ века.
"Декларация прав культуры" - своего рода вершина жизненного пути великого петер-буржца. По сути это научное и нравственное завещание Дмитрия Сергеевича.
В 1993 году Д.С. Лихачев был избран почетным доктором Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. С этого момента началось его активное со-трудничество с нашим коллективом, продолжавшееся до ухода Дмитрия Сергеевича из жизни. Летом 1995 года академик познакомил меня со своей идеей Декларации. По мысли Лихачева, современный этап развития цивилизации породил необходимость официального принятия международным сообществом, правительствами государств ряда принципов и положений, обеспечивающих дальнейшее сохранение и развитие культуры как достояния человечества. В связи с этим логичным представлялось выйти в международное сообщество с инициативой принятия Декларации от имени города, являющегося уникальным феноменом мировой культуры. (Как известно, Санкт-Петербург - единственный го-род России, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.)
Вскоре Дмитрий Сергеевич подготовил, выражаясь его словами, "проект проекта". Первыми с ним познакомились педагоги и студенты СПбГУП. Но Декларация обращена к международному сообществу, а субъектом международного права выступает государство. Поэтому наш университет предложил создать городскую комиссию по доработке Декларации, с тем чтобы правительство Санкт-Петербурга передало одобренный им вариант проекта на рассмотрение президенту России и далее - в ЮНЕСКО. Анатолий Собчак нас поддержал. В состав комиссии, возглавляемой мэром города, вошли крупные общественные деятели, ученые, просветители, хранители культуры, деятели литературы и искусства: О.В. Басилашвили, Я.А. Гордин, Д.А. Гранин, В.В. Знаменов, М.С. Каган, А.А. Мыльни-ков, М.Б. Пиотровский, В.Е. Триодин и др. Сам же текст шлифовался и оттачивался груп-пой ученых Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. В результате общими усилиями под научным руководством Д.С. Лихачева был подготовлен итоговый документ, представляемый на суд читателя.
Научное и нравственное значение Декларации трудно переоценить. По существу в документе сформулирован новый подход к определению места и роли культуры в жизни общества. В нем прямо сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. Культура - условие продолжения осмысленной жизни, дальнейшего развития человечества. Вне культуры бытие народов и государств лишается смысла. Право на культуру по существу поставлено в один ряд с правом на жизнь.
В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, ориентированной на разви-тие созидательных начал в человеке и обществе. И это понятно: ничем не регулируемый, нецивилизованный рынок усиливает экспансию антигуманных ценностей массовой куль-туры.
Документ не только обогащает теоретическую мысль. Он имеет и практическое зна-чение. На уровне государств его принятие должно привести к изменению национального законодательства каждой страны, способствовать полноценному развитию национальных культур. На уровне мирового сообщества - это шаг на пути интеграции мирового культурного процесса. С общечеловеческих позиций - это обогащение коллективного разума. Наконец, на индивидуальном уровне - это, если вспомнить Священное Писание, формирова-ние человека по образу и подобию Божиему.
...В 1996 году Анатолий Собчак покинул свой пост, и мы лишились административ-ной поддержки. Новому правительству города требовалось время, чтобы войти в курс де-ла. Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение общественности, но на этом ее продвижение застопорилось. Наше обращение в администрацию президента РФ Б.Н. Ельцина встретило полное равнодушие начальства к данному начинанию, а чиновники из МИДа прямо указали нам на неумест-ность Декларации. Оказалось, что в тот момент по поручению ЮНЕСКО некий документ на аналогичную тему разрабатывал один из швейцарских институтов. Документ этот был неизмеримо более мелким по масштабу, но российские чиновники не хотели "переходить дорогу" швейцарским ученым и дипломатам. В результате продвижение отечественной Декларации задержалось на десять лет.
Повышенное внимание государства и общества к научному наследию Дмитрия Сер-геевича в юбилейный лихачевский год дает нам новый шанс популяризировать этот про-ект. Каждый, кто внимательно прочтет Декларацию, убедится, что в этом документе вы-дающийся ученый формулирует, быть может, главное свое открытие: смысл жизни можно обрести только через приобщение к культуре. Вот ответ Дмитрия Лихачева на вопрос, волнующий каждого мыслящего человека во все времена, в любые эпохи! Интересно, что в Декларации Д.С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации - как процес-са, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами челове-чества. И здесь тоже есть о чем поразмышлять читателю.
Мне думается, долг нашего поколения - приложить все усилия к тому, чтобы замеча-тельные идеи Дмитрия Сергеевича Лихачева воплотились в принятой ЮНЕСКО "Декла-рации прав культуры" - "Петербургской декларации".

Александр Запесоцкий

СПРАВКА ИЗВЕСТИЙ
А.С. Запесоцкий - ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсою-зов, доктор культурологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Акаде-мии образования, заслуженный деятель науки России, заслуженный артист России, автор около 400 научных работ по гуманитарным проблемам, почетный доктор Линнского университета (Флорида, США), почетный доктор Американского университета в Дублине (Ирландия).

газ. «Известия», 20:31 23.05.06

Источник: http://likhachev.lfond.spb.ru/

Категория: Культура | Добавил: inductor1 (09.05.2007)
Просмотров: 7329 | Рейтинг: 5.0 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz