Наиболее
емко и образно о существе цивилизации сказал Н.А.Бердяев:
«Цивилизация
есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут,
закрываются. Сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства
жизни, на технику жизни. …Соотношение между целями и средствами жизни
перемешивается и извращается».
В
этой небольшой цитате выражено главное отличие цивилизации от культуры. Цивилизацию
характеризует отсутствие духа, в ней нет энергии, которая присуща культуре и
всему живому, тому, что одухотворяет материю, делает ее более утонченной и организованной.
Культура
позволяет понять, что все существующее вокруг нас и в нас самих, это
бесчисленные грани единого целого. Она синтетична и гармонична, она
облагораживает мир и человеческие отношения, в то время, как цивилизация
ориентирована на рациональность, дифференциацию, создание клише, штампов и т.д.,
что делает ее по большому счету, неустойчивой, лишает творческой пластичности и
внутреннего смысла. Грубый материализм усиливает разобщенность мира
цивилизации, препятствует раскрытию внутренних сил человека, нацелен на преходящее и сиюминутное.
Цивилизация, в отрыве от культуры теряет смысл. Человек утерявший связь с
культурой начинает жить ради обустройства жизни, становится бессмысленным
придатком индустриального мира. В пространстве цивилизации он перестает быть целью эволюции, вырождаясь в средство, единственное назначение
которого – производить и потреблять: продукты, удовольствия, материальные
ценности.
Тем
не менее, мы не можем жить вне пространства цивилизации. И от того, насколько
правильно будет понятно соотношение: «культура – цивилизация», будет зависеть
успешное развитие общества.
Бердяев
довольно категоричен в своих суждениях: «Индустриальный капитализм цивилизации
был истреблением духа вечности, истреблением святынь», писал он в «Смысл
истории». Именно поэтому благотворное влияние культуры на организацию нашего
быта будет успешным лишь в том случае, если она (культура) займет главенствующее
место в иерархии общественных отношений. А цивилизация, как средство
организации жизни, станет адекватной этим процессам. Уместно было бы сравнить
статус культуры с полномочиями законодательной власти, в то время, как
цивилизации отвести функции исполнительной.
В
настоящее время ценности цивилизации максимально удалились от ценностей общечеловеческих.
«Механическое царство» о котором говорили классики, одержало окончательную
победу над вечным и нетленным. Многие святые и непреходящие понятия носят
фиктивный характер.
В будущем, когда труд из категории вынужденной перейдет
в разряд творческого действия, станет первостепенной потребностью человека, «фикции
и призраки» цивилизации заменит «духовная мотивация труда». Из неизбежной повинности,
он станет естественным условием существования человека.
Закончится эпоха великого расхождения культуры от
цивилизации. Дух вернется в лоно материи, а материя потеряет власть над
духовными ценностями. Мышление из ограниченного круга грубых материалистических
представлений выйдет в пространство более широкого осмысления реальности.
Человек начнет становиться существом духовным, его чувства, мысли, ценностные
ориентации вновь обретут свое истинное значение и станут указывать путь в
жизненных коллизиях, в принятии ключевых решений.
Вместо
частной собственности, которую с таким упоением воспеваютсовременные СМИ, вместо чудовищной
безнравственности и алчности, вместо искаженных представлений о незыблемых
человеческих ценностях, придет иное сознание, с более целостным представлением
о реальности, о том будущем, которое человек создает своими собственными
усилиями.