Технократическая эволюция, достигшая сегодня апогея своего развития, имеет вполне определенные тенденции и закономерности. Главная из них – превращение человека в безликое, конформное и нравственно неполноценное существо.
Всеобщая унификация происходит сегодня во всех сферах жизни – в увлечениях, стандартном досуге, жизненных целях … Вкусы, интересы, мышление – все становится невыразительным, одинаково вульгарным, внешне ярким, но лишенным души.
Матричное, программируемое мышление, клиповое сознание… – все это формы, через которые «экспансия одинаковости» расширяет свои владения, завоевывает новых рекрутов технократического царства.
Одним из каналов этой деятельности, как ни странно, является мода. Она в этом контексте может рассматриваться, как способ управления массовым сознанием. Престижность, респектабельность, стремление соответствовать желаемому уровню, формату и т.д. все это те рычаги, через которые сиюминутное, преходящее, поверхностное проникает в нашу жизнь, манипулирует сознанием и поведением человека.
Унификация незримо, но тотально определяет все. Вторгаясь в жизнь, она лишает энергетики любые процессы, уничтожает индивидуальные отличия, умерщвляет предметы, вещи, тексты, делая их холодными и безжизненными.
Возьмем, напртмер, книги. Если раньше их набирали вручную, т.е. с текстом работал живой конкретный человек, то сегодня это делается на компьютере с помощью стилей и унифицированных приемов. В шаблон одним нажатием клавиши «заливается» текст. Таким образом, работа идет не с самим изделием (текстом), а с клише. Разница налицо. Если старые книги оставляли ощущение основательности, весомости и значимости. То современная продукция (за редким исключением) не вызывает уважения и того почтения, которое априори возникало у читателя раньше. В результате книга каким-то неуловимым образом лишается чего-то живого и существенного. Превращается из сокровенного предмета в заурядный носитель информации. Массовое производство сегодня обезличивает не только продукцию, но и самого человека, распространяясь на его отношение к вещам, предметам быта, которые становятся ненадежными и по сути одноразовыми.
Такой одноразовый подход вторгся не только в сферу быта, он стал принципом всей современной жизни. Начиная с «один раз живем» («после нас хоть потоп») и заканчивая отношениями между людьми, стилем жизни, мировоззрением как таковым.
Принцип, как массового производства, так и массового потребления приводит к тому, что мы не замечаем с чем, а затем с кем имеем дело. Замыкаемся на собственной персоне, все больше изолируя себя от окружающего мира. Рвутся многие нити, которые связывали человека с природной, культурной, подлинно человеческой средой. Цели низшего ряда оказываются главными, решающими, а подлинные ценности, как ценности не осознаются.
|