Нашему поколению выпала непростая судьба – жить в эпоху глобальных исторических перемен. Это те самые «минуты роковые», когда старые ориентиры окончательно утратили свою актуальность и общество поставлено перед выбором – продолжать движение по стихийно сложившейся колее или самому намечать свой путь, ставить долгосрочные цели и осознанно двигаться к ним.
Сегодня мы имеем дело с обломками старого советского мышления, на которых прижились не самые симпатичные шаблоны западного индивидуализма. В результате все усилия людей сосредоточились на собственном благополучии - любой ценой, любыми средствами. Человеческое эго возведено на пьедестал. Рыночные ценности вытеснили общечеловеческие. Западная идеология индивидуализма стала эталоном жизни, а сопутствующее ей мышление уже не рассматривает человека как существо нравственное и одухотворенное.
Личность, ориентирована исключительно на себя и все больше напоминает закрытую систему или раковую клетку, которая начинает работать сама на себя. Эта болезнь давно поразила Западный мир. Ее неприглядный вид скрыт от наших глаз гримом цивилизации, внешней светскостью, изысканными манерами, правилами хорошего тона и т.д.
Неискушенный глаз человека не видит этого и умиляется внешним благополучием и материальными изысками западного мира. Но цена этому цивилизованному глянцу немалая – утрата подлинного существования, потеря нравственности, которая делает человека существом одушевленным, сострадающим, чувствующим боль ближнего…, а не превращающим глубокие внутренние побуждения в общественный ритуал, манеры и признак воспитанности …
Рассматривая проблему более широко можно говорить о прорыве низких разрушительных энергий в пространство современного общества, во внутренний мир человека. Необратимые процессы идут сегодня в искусстве, литературе, философии… Ценностные критерии приобретают предельно расплывчатый, искаженный характер. Создается впечатление, что на все сферы духовной жизни человека легла печать хаоса, исказив национальное самосознание людей. Бесформенная основа хаоса, его губительная диалектика ведет ко все более примитивному мышлению, к утрате главных преимуществ организованной материи – целесообразности, утонченности, красоте.
Каждый народ имеет свой исторический путь, свою специфику, свой неповторимый опыт… Будущее нашего общества должно строиться на духовно-нравственном фундаменте, на бесценных накоплениях, богатейших традициях и неоценимом культурно-историческом потенциале страны… Лишь высокие ориентиры способны влить новую жизнь во внутреннее пространство человека, противопоставив энтропийным и разрушительным процессам динамику законов открытой системы. У общества должна быть сверхзадача, общая цель, уводящая людей от сугубо личных интересов. Лишь открытая самоорганизующаяся структура имеет возможность развиваться и эволюционировать.