Воскресенье, 17.11.2024, 21:43 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Прошлое » ПОКОЛЕНИЕ

КАК НАМ ПОНЯТЬ САМИХ СЕБЯ
Игорь ЧУБАЙС, доктор философских наук, директор Центра по изучению России РУДН

Нет, обсуждать статью А. Ципко в принципе невозможно, ибо это некий винегрет с переинтерпретацией по ходу изложения её собственных ключевых терминов, с затуманиванием узловых проблем, которые внятно так и не названы. Впрочем, статья отражает состояние всей нашей так называемой общественной науки, её пустоту, схоластичность и высокомерие. Нет в постсоветской России гуманитарной науки, как не было её и в СССР... Почему же я решил отреагировать на опубликованный текст? По одной причине: затронуло название – русская идея – это тот узел, который остаётся нераспутанным уже второе столетие. Есть ли ещё смысл обращаться к теме, не все ли сроки прошли? К этому пункту я вернусь в конце статьи, а пока обращусь к «извечному» вопросу –

В чём первопричина наших проблем?

Всякое социальное, да и не только социальное, образование существует по определённым правилам. Последние позволяют понять смысл формируемого ими объекта, увидеть его место в более широком системном поле. Глубинная же проблема, с которой сталкивается современная Россия, – отсутствие абсолютно необходимых для её существования норм и правил. Поясню это на нескольких примерах.

Если нормы существуют, они каким-то образом соотносятся друг с другом, создавая определённую систему, в этой системе есть свои пики – максимумы и минимумы. Применительно к обществу это проявляется в существовании героев и антигероев. Но у нас сегодня героев нет!.. Впрочем, если судить по контексту и частоте мельканий в СМИ, в героини попадает, например, эффектная теледива с известной политической фамилией и без определённых занятий. Но быть героем ТВ вовсе не означает быть героем реального общественного мнения. Отсутствие правил выражается в таком характерном обстоятельстве – Госпремия в России существует, но имени у неё нет! И это в стране с двенадцативековой историей, где жили величайшие государственные деятели – от Владимира Крестителя до П.А. Столыпина, от Калиты до Александра II, я уж не говорю о русских именах в культуре, науке, военном деле... В 91-м году москвичи сбросили с пьедестала памятник Дзержинскому, но за прошедшие полтора десятилетия чуть ли не ежегодно из чиновничьих структур звучат предложения вернуть монумент на место. Значит, за 15 лет мы в идейном смысле так и не сдвинулись с места, так и не поняли – что к чему… В 32-м году храм Христа Спасителя был взорван, в 90-е восстановлен, но власти даже не разбирались, почему его снесли и с какой стати восстановили. Выходит, у нас всё дозволено и через какое-то время в центре столицы вновь может прогреметь взрыв?! Советский режим уничтожил десятки миллионов людей. Но вот уже два года Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ не действует, а управление в Генпрокуратуре, занимавшееся этими вопросами, распущено...

Примеры отсутствия правил, или, что то же самое, действия двойных правил легко продолжить. Приведу ещё один. Генерал Власов считается у нас предателем, ведь во время войны на средства противника он создал военное формирование, воевавшее против Советской армии. Власов кончил жизнь на виселице. Но почему же человек, призывавший к поражению своего правительства в войне, открыто требовавший превратить войну империалистическую в войну гражданскую, что привело к гибели 15 миллионов соотечественников, человек, получивший от врага 60 миллионов дойчемарок, организовавший на эти деньги госпереворот и расстрел императора, упокоен в сердце российской столицы? А фильм про его верного ученика «Сталин. Live» как ни в чем не бывало идёт и сегодня на наших телеканалах!.. Пока мы не разберёмся в этих и подобных им вопросах, никакого движения страны вперёд не произойдёт!

Если на стоящем у пирса линкоре артиллерийское орудие не закреплено, само по себе это ничего не меняет. Но орудие, сорванное с крепления в боевом походе, мечется по палубе взад-вперёд, разрушая всё на своём пути, пока его не удастся остановить и зафиксировать. Также и отсутствие правил в действующей социальной системе порождает безостановочную цепь деградации.

В советские времена люди были задавлены тоталитарными нормами, эти нормы мы сбросили в 91-м и почувствовали себя свободными и счастливыми. Но вскоре стало понятно: от старых, фальшивых правил мы избавились, но никаких новых, нормальных, органичных, естественных не получили. Человек, освободившийся от внешнего диктата, оказался не свободен от самого себя. Ещё Фрейд показал, что самые сильные, обуревающие индивида инстинкты – эрос (любовь) и танатос (смерть). Агрессия, кровь, убийства, как и секс, эротика, всегда привлекают зрителей. Такова природа. Поэтому история человечества – это история культуры, цель которой во все времена состояла в облагораживании и сублимации страстей. Сегодня в условиях утверждения «рынка без правил» именно эти начала постоянно используют СМИ. Больше эротики и крови – больше аудитория – дороже реклама – выше дивиденды хозяев СМИ.

Так машина самодеградации заводится на полную мощь, поражая общество всё основательнее. С горки легче, чем в горку, бездуховность привлекательнее, чем сложный путь самоочищения. Мы постоянно слышим с экрана нецензурную брань, у нас сжигают священников, убивают таджикских детей, травят и стреляют журналистов, одновременно растёт потребление наркотиков, алкоголя, разрушается семья, в стране в условиях мира и отсутствия эпидемий фиксируется жуткое явление – сверхсмертность.

Проблема отсутствия правил проявляется и во внешней политике. Действия наших властей оказываются непонятными, противоречивыми, непредсказуемыми для соседей. Мы пытаемся свои стандарты, непрерывно меняющиеся и не похожие на интернациональные нормы, навязать всем остальным. В итоге получается, что весь мир идёт не в ногу, а мы – в ногу. Мы ссорились с англичанами и американцами, с грузинами и эстонцами, само собой – с белорусами и украинцами.

Установив источник наших трудностей – отсутствие правил – и показав, что этот фактор усиливает свои деструктивные действия, необходимо продолжить распутывание историко-философского клубка. Пришло время выяснить –

Как можно преодолеть эту ситуацию

Эти проблемы возникли не в 91-м и даже не в 17-м, а в конце ХIХ века. Именно тогда Россия и вся Европа впервые столкнулись с кризисом веры, с возникновением и распространением атеизма. Восемь столетий Русь жила по принципу – Бог есть мера всех вещей и отношений. Моральные нормы действовали потому, что в Библии сказано «чти отца, чти мать». Правовые начала также подчёркнуты в Священном Писании – не убий, не лжесвидетельствуй, не укради… Сила и авторитет власти имели сакральный источник, император – помазанник Божий. Ну а если Бог уходит? Тогда появляются халтурины, засуличи, каляевы, для которых вековые правила – пустой звук, а император – живая мишень. Чтобы разрушить Русь, надо было разрушить Бога.

Русское общество глубоко переживало религиозно-идейный кризис. Вызов времени породил два разных ответа. Если старые правила не работают, их следует реформировать, считали одни. Нет, возражали другие, их надо сломать полностью, до основания. На практике линия эсеробольшевизма победила линию П. Столыпина – С. Витте, новое государство было создано, но, просуществовав 70 лет, показало свою нежизнеспособность и распалось. История СССР – это не только полёты в космос и победа в Отечественной войне. Это прежде всего уничтожение десятков миллионов соотечественников, которые хотели жить по правилам реформированной России, а не по совдеповскому беспределу. В трагическом споре – СССР или историческая Россия – я целиком на стороне последней. Конечно, картину не рисуют одной краской, в Советском Союзе были свои плюсы, а ответственность за семь десятилетий несёт не народ, а тоталитарная власть.

Итак, чтобы пусть и с опозданием, но всё же сменить пораженческую пластинку на поступательный ритм, необходимо преодолеть разрыв, произошедший 90 лет назад. Необходимо выйти из безвременья и вернуться в собственную историю. Необходимо осознать, что Россия оказалась страной, разделённой во времени, – до 1917 года существовало одно государство, после – совершенно другое. Мы подняли «железный занавес», отделявший нас от внешнего мира, но не извлекли красный клин, вбитый после Октября и оторвавший нас от собственных корней. Мы должны стать продолжателями и преемниками исторической России, а не красно-тоталитарной власти. Тот, кто действует иначе, – действует против нас! Другими словами, нам необходимо модернизировать, реформировать и вписать в современность с учётом происходивших в ХХ веке изменений исторически сложившуюся систему собственных глубинных принципов и начал. Её и называют русской идеей.

Поясню, что под русской идеей понимают не узкоэтническую, а общероссийскую, общенациональную систему правил. Другая важная особенность в том, что её нельзя выдумать, но можно выявить. Она существует почти так же объективно, как законы естествознания. Всяческие либеральные империи и суверенные демократии здесь совершенно ни при чём. Содержание русской идеи раскрывается через взаимодополняющиеся исследования – философский анализ истории Отечества, контент-анализ русских пословиц, выстраивание коллективного поэтического портрета страны путём изучения стихотворений о Родине, написанных в ХIХ веке. Всё это сопоставляется с высказываниями российских мыслителей о русской идее. Итог сводится к трём началам: русская идея – это православие, собирание земель и общинный коллективизм. Как от них перейти к реформированной русской идее? Ответ известен и в самом кратком виде включает четыре принципа – историзм, нравственность, обустройство и демократия.

Историзм необходим для преодоления разрыва, для осознания, что наша страна возникла не с залпом «Авроры», но существует двенадцать веков. Главная утверждаемая православием ценность есть ценность морали. Поэтому всякий желающий оставаться в своей системе координат, будь он верующий или неверующий, утверждает приоритет нравственного начала. Российский предприниматель, деловой человек сознаёт, что важнейшим мерилом у нас являются не деньги, а мораль. (Ещё пушкинский Германн, стремившийся воплотить в России западный монетаризм, закончил свои дни в психушке!) Стратегия собирания земель, исчерпавшая себя в ХIХ веке, теперь переходит в философию качественного роста, или, как пишет классик, в обустройство. Переход от экстенсивного пути территориального расширения к интенсивному маршруту делает востребованными демократические начала. При этом в российской системе ценностей демократия вторична, но не по отношению к бюрократическому произволу, а в сравнении с нравственным началом, которое главенствует над всем.

Всё это и представляет собой российский масштаб, российскую систему правил, альтернативой возвращения к которой могут быть лишь новые кризисы, отсталость, революции и потрясения. Как просто, как ясно, как необходимо и как же сложно воплотить эти начала в жизнь!

11/2007



Источник: http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112007/Polosy/4_2.htm#2
Категория: ПОКОЛЕНИЕ | Добавил: inductor1 (03.05.2007) | Автор: Игорь ЧУБАЙС
Просмотров: 1496 | Рейтинг: 0.0 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz