Суббота, 27.04.2024, 14:32 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Знаки Будущего » ФУТУРОЛОГИЯ

Футурология
Футурология
(от латинского futurum – будущее и ...логия – наука)
В широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества.
В узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

Немного истории
Термин "Футорология" предложил в 1943 немецкий социолог О.Флехтхейм в качестве названия некоей надклассовой "философии будущего", которую он противопоставлял идеологии и утопии. В начале 60-х гг. этот термин получил распространение на Западе в смысле "истории будущего", "науки о будущем", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и прежде всего, социальных.
Однако отсутствие у понятой таким образом Футурологии собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым выявило несостоятельность данного подхода, что к концу 1960-х привело к практическому выходу такого значения термина "Футурология" из употребления. На смену ему пришла трактовка Футурологии как комплекса широко понимаемого социального прогнозирования (тесно взаимосвязанной совокупности прогностических функций общественных наук и прогностики как науки о законах прогнозирования). С 1973 существует Всемирная федерация исследований будущего, в которую входит ряд прогностических научных обществ, в том числе Исследовательский комитет по Футурологии Международной социологической ассоциации.
В Футурологии можно выделить несколько течений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. В 1960-х преобладающим в западной Футурологии было технократическое направление Футурологии, апологизировавшее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. Данным направлением была выдвинута концепция "постиндустриального общества", трактовавшая перспективы развития человечества со сциентистских позиций [Д. Белл, Г. Кан (США), Р. Арон, Б. де Жувенель (Франция)]. Представители реформистского течения доказывали необходимость "конвергенции" капитализма с социализмом [Ф. Бааде (ФРГ), Р. Юнгк (Австрия), Ф. Полак (Нидерланды), И. Галтунг (Норвегия)], леворадикального – неизбежность катастрофы "западной цивилизации" перед лицом научно-технической революции [А. Уоскоу (США) и др.]. С конца 60-х гг. Ф. переживает кризис. В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности "глобальной катастрофы" при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом сложном, апологетическом по своей сути течении приобрёл т. н. Римский клуб, включающий видных западных учёных, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось "глобальное моделирование" перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ. При этом участники этих исследований разделились на два основных направления: "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Р. Хейлбронер), прогнозирующего негативные последствия наличных перспектив развития человечества, и научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель), обосновывающего возможность реализации позитивных потенций технологического развития. (По материалам Энциклопедии социологии и Большой советской энциклопедии)

Диапазон проблем изучаемых футурологией необычайно широк. Главные из них лежат в сфере глобальных процессов. Исчезновение озонового слоя, перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов…
Являясь "наукой о будущем", ориентированная на познание перспектив происходящего, футурология должна занимать важнейшее место в жизни общества, однако эта необходимость пока в полной мере не осознана.
Вряд ли сегодня кого-то удивит тезис о том, что не бытие определяет сознание, а пассионарное высокое сознание строит бытие. В этом контексте находит свое место и тезис о ДЕТЕРМИНАЦИИ НАСТОЯЩЕГО БУДУЩИМ, согласно которому мир имеет вполне конкретную и реальную цель, а вся история человечества, это не набор случайных событий, а закономерное и строгое следование к этой сверхдолгосрочной цели.
Но будущее пластично, оно создается усилиями людей, которые, будучи сознательными соучастниками и сотворцами этого уникального процесса, становятся субъектами истории.

В этом разделе читатель найдет материалы, как прогностического (предсказательного) характера, так и размышления о возможности активного и сознательного влияния на будущее. Значительное место займут статьи о фантастике, как научной, так и в стиле фентези. Нередко писатели-фантасты улавливают сигналы будущего, предсказывают те или иные события. Как мы убеждаемся, многие фантастические сюжеты, сегодня обретают вполне реальные контуры научных гипотез, становятся частью современной картины мира.

Многие из помещенных в этом разделе материалов затрагивают ключевые для футурологии мысли. Некоторые из них приводятся ниже.

В предисловии к своей книге СИНЕРГЕТИКА И ПРОГНОЗЫ БУДУЩЕГО С.П.Капица С.П.Курдюмов Г.Г.Малинецкий обращают внимание на то, что погоня за локальным выигрышем, как правило, оборачивается глобальным проигрышем. По их мнению «…человечество в шестидесятые годы неверно прошло точку бифуркации. Оно не изменило вовремя императивов развития. Общие цели и стабильное будущее оказались принесены в жертву сиюминутным политическим выгодам и предрассудкам ушедшей эпохи». Авторы обращают внимание и на другую не менее важную проблему, размышляя об отставание нравственных императивов от уровня современной технологии.
Ученые указывают на то, что «путь технологической цивилизации, по которому человечество уверенно шагало последние четыре века, подошел к концу, что с такими стереотипами массового сознания нам попросту не выжить. Нетрудно предположить, что в XXI в. от многих привычных вещей придется отказаться, как в сфере технологии, так и в области идеологии, морали, основополагающих представлений о человеке. Возможно, XXI в. войдет в историю как начало эпохи Великого Отказа».
По их мнению, главная задача «… представить варианты будущего, "спроектировать" его и понять, какой человек может в этом будущем жить. Вновь встает проблема "нового человека". Придется не только "возлюбить ближнего", но и "возлюбить дальнего" гораздо в большей мере, чем в предшествующие эпохи. Лучше этой задачей заняться раньше, чтобы культура, идеология, религия успели подстроиться к новому будущему. Чем позже человечество возьмет на себя ответственность за свою историю, тем уже будет коридор доступных ему возможностей».
Неким итогом звучат слова авторов о том, что «Физики" и "лирики" по отдельности не выдержали экзамена в XX веке. В следующем веке его придется сдавать вместе».

Одним из направлений отечественной футурологии можно считать русский космизм. Его идеи иллюстрируют принципиальное различие в подходах России и Запада к мировоззренческим проблемам. Об этом статья А.Ю.Семенова РУССКИЙ КОСМИЗМ И ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ. «Если стратегически, западная цивилизация проникнута, скорее, фаталистическими, апокалиптическими сценариями будущего, чем здравым целесообразным мировоззрением… То «русский космизм» непринуждённо вещает о судьбе человечества и Вселенной, возможности бессмертия и «воссоединении» с Богом».
Автор утверждает, что «Запад практически не знает ответов на вопросы футурологии. <…> Западная философия способна говорить, пока, только о прошлом и настоящем. Для будущего у нее нет интуиции, нет свежести, нет провиденциальности. У Запада есть уровень благополучия и экстенсивные пути его увеличения. <…> Потому и замыкаются векторы совершенствования на аспектах материального комфорта, оставляя за скобками мир и человека в нём. Теряется человек, мир становится призрачным для него, рассыпаясь на бессвязные элементы».
В статье подчеркивается кардинальное отличие нынешней угрозы от предшествующих. «Всеобщность и одновременность – вот новейшие факторы бытия, которые устанавливают жёсткие правила жизни для землян. <…> В итоге, мы имеем те глобальные процессы, которые требуют новых парадигм – более целостных и актуальных, даже в рамках самой науки».
Говоря об идеях русских космистов, автор делает акцент на том, что «Они, (идеи) скорее, принадлежат к пророческим мифологемам, титаническим исканиям человека в океане бессмысленности человеческого существования. <…> Они (космисты) интуитивно нащупывают нить развития жизни и бесстрашно экстраполируют её сверхэволюционное развитие на всю историю в целом. «Русский космизм» – учение не аналитическое, но потенциальное, предвосхитительное».
Более чем актуально звучит мысль о том, что «Современный человек не может быть просто учёным или представителем какой-либо профессии. Он должен ощущать себя соразмерным Космосу, ответственным за него, воспринимая Землю, да и всю Вселенную, как свой личный дом».

Об особенностях науки будущего идет речь в статье В.И. Супруна ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ КУЛЬТУР. МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА
Автор утверждает, что «Определить ценностное ядро каждой культуры, значит, спасти данную культуру от исчезновения».
Развивая мысль О.Тоффлера, о том, что изучение будущего это не наука, а искусство, ученый обращает внимание на умелое использование интуиции. Именно она позволяет, «словно скальпелем, вскрывать, ткани сокрытого от нас будущего».
Интересны размышления о значении утопии, как об одном «из важнейших элементов исследования и конструирования будущего, если понимать под утопией не иллюзорное место, а другую "страну", "другое" будущее, другую культуру». <…> «Будущее, – по мысли автора, – это некая жар-птица, которая не существует в действительности, но которая, тем не менее, светит, дарит радость, надежду и возможность улететь за горизонт современной обыденности».

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ 2000. Его исходный документ был одобрен 10 нобелевскими лауреатами и выдающимися интеллектуалами из 29 стран, в 2000 году. Манифест выражает позицию научного сообщества, согласно которому человечество может выжить в следующем тысячелетии только отказавшись от разрушительных традиций, утвердив новое гуманистическое общепланетарное мировоззрение. «Многие из прежних идей и традиций, унаследованных человечеством, уже не отвечают новым реалиям и тому, что готовит нам будущее». Ученые полагают, что «настала необходимость представить миру альтернативный образ завтрашнего дня».
Являясь призывом к новому планетарному гуманизму, Манифест устанавливает новый Планетарный Билль прав и ответственности «не только перед своим собственным государством, но и перед всеми гражданами земли». Ученые заявляют: «Мы одни несем ответственность за собственную судьбу, и лучшее, что мы можем сделать, это призвать наши разум, отвагу и сострадательность для того, чтобы претворить наши самые высокие чаяния в жизнь».
Одна из задач составителей Манифеста – выработать единую почву для согласия и поиска общих ценностей, раскрыть огромные потенции человеческого прогресса… Они не согласны с утверждением, что «…свободный рынок сам собой способен излечить все социальные недуги…» Только «Гуманизм рисует новые, смелые образы будущего, порождает уверенность в способности человеческого рода разрешать встающие перед ним проблемы, опираясь на разум и позитивное мировоззрение».
Ученые уверены, что каждый «обязан способствовать уменьшению страданий человека в любой точке земного шара, служить всеобщему благу. Этот принцип означает сострадательность и доброжелательность в их высшем смысле».
Строки Гуманистического манифеста пронизаны болью и тревогой: «Ныне, сильнее, чем когда-либо прежде, мы связаны морально и физически с каждым человеком на земном шаре, и когда колокол звонит по одному из нас, он звонит по всем нам».

Категория: ФУТУРОЛОГИЯ | Добавил: inductor1 (03.02.2011)
Просмотров: 7865 | Рейтинг: 4.8 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz