Пятница, 17.05.2024, 11:45 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Знаки Будущего » ПОДВИЖНИКИ И КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ

НУЖНЫ ЛИ НАМ ГЕРОИ?

Герои, пассионарии, подвижники!

Эти слова стали нетипичными и нехарактерными, а еще точнее, неуместными для современного стиля жизни. Общественное сознание все дальше уходит от этих понятий в их первоначальном, истинном значении. Герои нашего времени – это нечто совсем другое. Их ценности – это успех, деньги, легкая жизнь, блистание в лучах общественного мнения, которое тоже радикально поменяло свои критерии. Сегодня на общественном пьедестале золотой телец. Деньги – это наше все. Неважно, как их получают. Главное, чтобы они были.

Современным персонажам не чужды разговоры о высоких материях, о духовных вещах, о карме, перевоплощениях, энергиях…, но все это не более чем экзотика, атрибуты светского образа жизни и уж никак не повод практически следовать законам духовного пути…  

 

Отличием героя, во все времена было, движение против течения, против устоявшихся правил, норм, традиций… Через них в жизнь общества входило все новое. Ими закладывались будущие преобразования и реформы. 

Анализ современных тенденций, говорит о том, что серьезный разговор о путях развития общества не может вестись вне героики, т.к. именно усилиями подвижников и пассионариев движим этот мир. Не рынок, а духовная энергия формирует историю, выстраивая главные ценности жизни человека и всего сообщества людей. 
Героическое присутствует не только в глобальном, оно пронизывает все сферы жизни, оно там, где человек не смирился, где взор устремляется поверх базарно-рыночных проблем, где верят в незыблемое и общечеловеческое. Например, мать, забирающая из роддома увечного ребенка и отрекающаяся от себя ради пожизненной заботы о нем. А противостояние соблазнам, обыденности, многоликой серости … Разве не будет подвигом устоять в свете, отринув все прельщения современных спецов по удовольствиям. Быть честным, совестливым, благородным, разве это не подвиг по нынешним временам? («Честность, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство, протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь» – это Окуджава).  Говорят «обстоятельства рождают героя». Правильнее будет сказать, что обстоятельства могут пробудить героя, проявить его в каждом, кто внутренне к этому готов. 
Все, что происходит в нашем мире энергетично по своей природе. В подвиге концентрация энергий достигает предельных величин. Высокие устремления питающие подвиг, делают его вневременным явлением. Перед героем всегда стоит дилемма – либо он побеждает мир, либо мир его. Но он никогда бы  не стал героем, если бы дал миру победить себя. В этом и состоит отличие пассионария от обывателя. Безостановочная, неукротимая сила влечет подвижника вперед, не позволяя расслабиться, не давая ни благополучию, ни лишениям остановить его в этом неустанном движении. 
«И если потеряно все, но сердце пылает — победа, но если потухло оно — конец, разложенье и смерть». Роль подвижников отметила и древнерусская мысль: «нет граду стояния, хотя бы без одного праведника».

Подвиг может быть и незримым. Внутреннее противоборство не заметно внешнему миру. Но героика таких поступков от этого ничуть не меньше. Напротив, внутренняя сила таких действий возрастает, а препятствия лишь закаляют и служат ступенями подъема по этой великой лестнице. Если внутренний подвиг состоялся и стал победой, он незримо, но вполне реально приводит в движение глубинные пространственные рычаги, меняющие действительность.

Наряду с пассионариями и подвижниками истории известна плеяда, так называемых, культурных героев, берущая свое начало от мифологических персонажей, создающих для людей первичные предметы культуры, обучающих их ремеслам и искусствам, предписывающих правила поведения, ритуалы, праздники, социальную организацию и т.д. Зачастую культурный герой выступает как устроитель мира. Он упорядочивает жизнь, выступает как борец с природными стихиями, которые стремятся уничтожить существующий порядок. У каждого народа культурные герои почитались наравне с богами. Они устанавливали табу, формировали общепринятые нормы, вводили понятия святынь, норм морали, направляя развитие народов.

 Если раньше подвиг был кратковременным, то сегодня он становится длительным. В этом его отличие и трудность. Подвиг длиною в жизнь под силу редким представителям человеческого  сообщества. 
Тем не менее, героика это не тупое упорство фанатика. Она полна романтизма и высоких порывов, увлекающих в заоблачные дали, доступные только внутреннему взору подвижника. Через какое-то время они станут видимы и окружающим, но пока это только его привилегия и его крест. 
Непреложной составляющей подвига становится не только романтизм, но и сострадание, отсутствие которого, по утверждению мудрых, лишает человека мужества. 
Есть выражение, что все силы небесные не сделают столько, сколько один человеческий подвиг. Эта утверждение как нельзя лучше подтверждает мысль, что историю делают герои. Роль личности в истории безмерно значительнее, чем об этом говорили классики марксизма. А подвиг в этом контексте предстает, как осознанная необходимость. Отличие героя в том, что он острее других чувствует неизбежность события и реализует его. Именно через него эволюция осуществляет свои непреложные решения, направляя исторический, научный или любой другой процесс в необходимое русло. 
«Свобода сознания рождает героев». Что может быть прекраснее подвига красоты, простоты и бесстрашия слитых в единый и осознанный импульс.

Выражение: «Творите героев!» – это не просто красивая фраза, но глубочайшего смысла великий завет.

Категория: ПОДВИЖНИКИ И КУЛЬТУРНЫЕ ГЕРОИ | Добавил: inductor1 (11.07.2007)
Просмотров: 1415 | Рейтинг: 4.5 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz