В
нынешней системе ценностей отличить добро от зла почти невозможно
Эксперимент родился внезапно. Сидя битый час за так
называемым круглым столом, где умные литературоведы, писатели и даже философы
страстно клеймили упадок нравов, я заскучал. А потому взял микрофон и по
очереди каждому задал вопрос: «Почему нельзя убивать?»
И никто не ответил. Нет, все кипятились, конечно, у каждого
был свой ответ, но все – разные. До того разные, что все запутались
окончательно, до такой степени запутались, что одна дама в конце концов
растерянно произнесла: «А может быть, можно?» И она, кстати, была ближе всех к
истине. Не потому, что можно убивать. А потому, что в нынешней системе
ценностей отличить добро от зла уже почти невозможно.
Прежде чем говорить об обаянии зла или бессилии добра,
неплохо бы понять, что есть зло. И что есть добро. Рискну утверждать, что зла в
чистом виде не существует. И добра тоже. Потому что эти понятия сродни явлениям
природы. Сильный ветер – добро или зло? Если он срывает крыши и рвёт провода –
это что? Зло? А если этот же ветер активно крутит ветряные мельницы – добро?
Если грабитель вышел из-за угла в темноте и отнял у прохожего кошелёк – зло? А
если он ограбил, чтобы накормить голодную семью? Умирать с голоду в тылу во
время войны – хорошо или плохо? Наверно, плохо. А воровать с поля колоски,
чтобы накормить ребёнка? Хорошо? За это в лагеря сажали. Так устроен мир. Ещё
Макиавелли отмечал, что в каждом деле, каким бы полезным и необходимым оно ни
было вначале, скрывается уже заранее присущее ему зло. Поэтому повторюсь: ни
зла, ни добра в чистом виде не существует. Есть только наши представления о
добре и зле.
Ехал я как-то поздней осенью ночным автобусом из Гамбурга в
Париж. Рядом со мной сидит немец. Такой среднестатистический немец, какими мы
их себе представляем. При подъезде к городу стало светать. За окном – холодный
дождь, сырость, мерзость, тучи. От одного взгляда на улицу озноб пробирает. И
вот вижу: вдоль дороги под этим самым дождём бежит человек. В трусах и майке. Я
не удержался, ткнул немца в бок.
Я это к тому, что у каждого народа, каждого человека могут
быть свои представления о полезном и вредном, о добром и злом. А для того,
чтобы как-то жить вместе, не причиняя друг другу вреда, нужен общий закон.
Попробуйте спросить правоверного (подчёркиваю: правоверного,
а не просто того, кто себя этим именем называет) иудея или мусульманина, почему
нельзя убивать или воровать. И вам ответят: «Бог не велел». К по-настоящему
верующим православным это тоже относится. Только больно уж мало таких. В
Израиле, кстати, нет основного закона страны – Конституции. Зачем Конституция,
если уже есть Тора, где всё прописано от имени Бога? Европейское сознание в
этом смысле вторично, потому что христианство пришло в Европу в период Римской
империи, где уже были сформированы основы права. Поэтому европеец при ответе на
тот же вопрос сошлётся на закон. Закон в подавляющем большинстве
западноевропейских государств пострашнее кары Божьей.
Что же касается России, а точнее, Руси, то мы застряли
где-то между первыми и вторыми. Ни Моисеевы, ни Христовы заповеди абсолютным
законом не стали. Православные ценности отнюдь не уничтожили языческих
атавизмов. Представления о государственных законах и праве тоже в тот момент не
было ещё и в помине. В результате мы получили не только многонациональную и
многоконфессиональную страну, но и страну полиэтическую, где разные группы
населения вырабатывали для себя различные принципы сосуществования.
Окончательно всё запуталось в советские годы – годы государственного атеизма.
Конечно, существовали и существуют государственные законы. Но почему же тогда
интеллигенции понадобилось вырабатывать свой кодекс чести, а чиновникам – свои
правила поведения? Уголовники, естественно, тоже в стороне не остались – у них
свой закон. И так далее. Официально вроде бы никто заповедей не отменял. Никто
не говорил, что можно убивать, воровать, прелюбодействовать и прочее. Просто
люди перестали понимать – почему нельзя. Система нравственных ценностей была
нарушена. Именно система. Оказалось, что без первой заповеди («Я Господь
твой…») остальные не работают. В этой системе всё принадлежит Богу. Нельзя
воровать, потому что воруешь не у соседа – у Бога. И убивать нельзя по этой же
причине.
Мне могут возразить: разве в те времена, когда Скрижали
воспринимались как Закон, люди не воровали и не убивали? И воровали, и убивали.
И во всём мире, и у нас, в России, в частности. Разница только в одном: раньше
преступник отдавал себе отчёт в том, что он – преступник. И окружающие его люди
понимали: преступник. А сейчас преступление постепенно становится нормой,
героизмом, предметом подражания.
Я отнюдь не миссионерствую. Я не священник, это не моё дело.
Я просто констатирую факт. И факт этот заключается в том, что мы оказались в
нравственном, этическом отношении абсолютно голыми. Словно вечный блуждающий
дух, находивший раньше путь к нашим сердцам, неожиданно где-то заблудился. Мы
живём в мнимой системе ценностей, которая давно не работает. Одна профанация. И
не только у нас. В других странах тоже. Вот недавно наткнулся на информацию:
«Компания Trijicon из штата Мичиган наносит на производимые по заказу
Минобороны оптические прицелы для штурмовых винтовок закодированные послания из
Нового Завета… Эти винтовки используются морскими пехотинцами в Ираке и
Афганистане». Каково? В Приднестровье мне довелось видеть броневик с надписью
«Не убий». В 1992 году фотокорреспондент «Литературки» Володя Шевченко
сфотографировал по моей просьбе колокол на звоннице одной из подмосковных
церквей, на котором было отлито: «От Солнцевской братвы». Фотография эта тогда
же была напечатана в «Литературной газете». На Украине я спрашивал людей:
почему они поддерживают Юлию Тимошенко? Ведь известно, что на неё заводилось
уголовное дело, связанное с крупными хищениями. В ответ услышал: так она ж не у
нас воровала, а у москалей. У москалей можно. Про коробки от детского питания,
на которых нарисованы Мадонна с младенцем, я уж не говорю.
Нравственные принципы не работают, но их постоянно
используют – каждый в своих целях. Не только в быту, но и в международной
политике. И подобного рода профанация приводит к известному принципу, который
когда-то на 16-й полосе «Литературной газеты» сформулировал Виктор Веселовский:
«Если нельзя, но очень хочется, то можно». Можно, потому что никто не объяснил,
почему нельзя. И не объяснят. Ведь по внезапному озарению известного героя
Достоевского если Бога нет, то всё дозволено. Именно так. Если Бога нет, то
Скрижали – просто ничего не значащая дощечка. Из чего я и заключаю, что
творимое в сегодняшней нашей жизни зло – явление бессознательное. Как и добро.
Видимо, именно это имел в виду Фридрих Ницше, когда
констатировал: «Бог умер».
В статье «Преодоление страха» Александр Мелихов приводит мнение
Зигмунда Фрейда о том, что «мы все переполнены подавленной агрессией и похотью
и завидуем насильникам, которые явно делают то, о чём мы мечтаем тайно». Всё
верно. Но я знаю многих людей, которые переполнены «подавленным» добром, жаждой
приносить пользу окружающим, любовью. Просто в сложившейся (точнее, так и не
сложившейся) системе ценностей страшновато бывает явить миру столь архаичные
качества души.
В замечательном фильме «Брат», как мне кажется, Алексей
Балабанов вывел просто гениальный образ нравственного мутанта современной
России. Я не знаю в нынешнем искусстве второго такого героя, в котором столь
органично переплетаются доброта и отзывчивость с расчётливым хладнокровием
убийцы. В Данилу Багрова влюбилась вся страна. Почему? Разве в нём привлекает
зло? Нет. В нём привлекают зло и добро, слитые воедино. Он стал отражением
духовного и нравственного раскола большинства населения страны. В нём живут
остатки природной совести, но напрочь отсутствуют представления о нравственном
законе. Потому что этого закона больше нет. Его похоронили годы (если не века)
профанации. А потребительская этика поставила на его могиле большой гламурный
крест.
Поэтому нет обаяния зла. И нет обаяния или бессилия добра.
Есть одна только дикая природа, нравственный хаос. И ожидание нового Сотворения
мира. Духовного мира.