Суббота, 04.05.2024, 06:16 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Будущее » НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

Эмпатия у детей. Развитие эмпатии

Можно быть широко образованным человеком, но перемещаться по миру вслепую, не замечая других и нечаянно задевая их чувства. Как научить малыша состраданию и умению ставить себя на место другого? Давайте разберёмся, что такое эмпатия и как правильно развить эмпатию у детей.

Что такое эмпатия?

Модное слово «эмпатия» (от греч. empatheia) обозначает сопереживание. Именно благодаря ему люди понимают друг друга, радуются чужим успехам, беспокоятся, когда кому-то плохо, и сломя голову бросаются на помощь.

Развитие эмпатии у ребёнка

Человек учится этому чувству постепенно, шаг за шагом, быстрее или медленнее. С самого раннего детства, всю жизнь. Когда малыш спотыкается и падает, то часто слышит: «Не плачь, ничего страшного не случилось!» Родители это делают для того, чтобы ребенок не вырос плаксой, а тот недоумевает: «Как же не случилось, если у меня болит ножка?» Лучше обними малыша и примени старинный проверенный рецепт — подуй на больное место. И кроха получит то, что ему требуется: поддержку и утешение. Он видит, что его понимают, и одновременно запоминает, как правильно поступать в подобных ситуациях.

Малыш учится сопереживать, наблюдая и набираясь опыта. «Мама прижимает меня, когда я плачу, и мне становится легче, — думает он. Наверное, так и надо делать, если кто-то расстроен». Или вспоминает: «У любимой Олиной белочки оторвался хвостик. Как она огорчилась! Но бабушка пришила его на место. И сестричка сразу повеселела». Пройдет немного времени, и засеянное взойдет ростками добра и понимания. Ради этого относись к малышу так, как хочешь, чтоб он относился к другим. Не говори, что кроха должен чувствовать, а что нет. Поддерживай, а не оценивай.

Сочувствие (эмпатия) глазами ребёнка

Что такое сочувствие? Детки отвечают на этот вопрос по-разному.

— Сочувствие — это когда кому-то плохо, и ты грустишь вместе с ним.

— Если один ребенок толкнет другого, то третий должен ему сказать, что так делать нельзя.

— Когда Толик в прошлом году упал с дерева и у него рука была в гипсе, то никто над ним не смеялся. А если он хотел взять стакан и выпить воды, то кто-нибудь ему помогал.

— Если человек себя плохо чувствует, к примеру, у него болит голова, то ни в коем случае нельзя ему надоедать и беспокоить его.

Учим ребёнка передавать свои чувства

Даже взрослому иногда трудно объяснить, что он чувствует. А малышу, у которого знаний о мире и о себе еще так мало, — тем более. Научи ребёнка передавать словами свои ощущения: «Тебе грустно? Мне кажется, ты скучаешь за папой». Говори с ним о чувствах других людей, своих собственных, а также животных из сказок: «Может, эта девочка стесняется и поэтому не хочет с тобой разговаривать?» Или: «Петушок обиделся на хозяйку и решил уйти из дому...» Тогда ребенок будет обращать больше внимания на то, что переживают в тот или иной момент другие люди, и со временем начнет лучше понимать их.

Каким бы смышленым ни был твой малыш, наука о чувствах дастся ему не сразу. Не стоит требовать от двухлетки, чтоб он поставил себя на место того ребенка, у которого только что отобрал игрушку. Однако уже сейчас с крохой можно серьезно говорить об этом.

Дети очень откровенны. Иногда слишком. «Почему этот дядя такой толстый?» — задает вопрос малыш, не задумываясь о том, что чувствует человек, о котором он говорит. Это абсолютно нормально, хотя так смущает некоторых родителей. Необходимо учить ребенка, что такие слова могут ранить и не обо всем можно спрашивать во весь голос. Но не ругай, пожалуйста, кроху. Он не хотел ничего плохого, просто не знал, что о каких-то вещах нельзя говорить во всеуслышание. Старайся объяснить малышу, что могут чувствовать другие, когда он ведет себя не так, как принято: «Ларочка боится, когда ты рычишь, изображая тигра», «Не садись на кота верхом, ему же больно!..» Подыскивай самые простые слова. И не отчаивайся, если до ребенка не все доходит сразу. Твои последовательность и терпение окупятся сторицей.

Лена хорошо танцует. Ваня здорово гоняет на велосипеде. Валя секунды не может усидеть на месте. А Паша любит валяться на диване. И в этом нет ничего плохого. Именно благодаря разнообразию мир так интересен! Помоги малышу понять одну истину: хоть люди и различаются между собой, в главном они похожи — любят друг друга, смеются, чувствуют боль, плачут... Учи его тому, что богатство не может возвысить человека над другими. А если нам кто-то не нравится, не стоит его обижать.

Когда у ребёнка появляется сочувствие или эмпатия?

1. Грудничок

В несколько месяцев кроха плачет, заслышав плач другого ребенка. Можно ли считать это сочувствием? Нет, ведь он еще не совсем понимает, что существуют другие. Психологи называют это состояние «эмоциональным заражением».

2. Двухлетка

Проявляются первые признаки сострадания, конечно, еще в зачаточной форме. Кроха осваивает это чувство постепенно.

3. Дошкольник

Ребенок уже способен обратить внимание на окружающих, у него, получается, сосредоточиться на ситуации, касающейся другого. Правда, еще не всегда знает, что делать и как утешить плачущего друга.

an123 для женского интернет журнала LadyElena.ru

 

© 2010, LadyElena. Все права защищены. При копировании материала активная, не закрытая от поисковиков ссылка на источник обязательна!!!

Источник: http://ladyelena.ru/empatiya-u-detej-razvitie-empatii/
Категория: НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ | Добавил: inductor1 (06.06.2010) | Автор: LadyElena
Просмотров: 5153 | Рейтинг: 0.0 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz