Понедельник, 29.04.2024, 11:53 Приветствую Вас Гость | RSS
Главная страница | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Начало » Статьи » Будущее » ОБЩЕСТВО

ЛЮБОВЬ
Любовь – это великий стимулятор жизни

Любовь - как источник гармонии человека с миром рассматривается во многих областях науки и жизни. Но смысл этого явления трактуется неоднозначно.
В последние десятилетия, решение проблемы выживания связывается авторами с проблемой сохранения любви. При этом логика выживания рассматривается в логике родовой любви, подкрепленной нормами морали и нравственности, которые складывались в народной педагогике с древних времен. Выдвигаются как нормы нравственных отношений: добро, забота, благосклонность, другие добродетели, которые все же обусловлены надеждой на прославление и процветание рода, семьи, на поддержку старости или престижа в социальной группе. Но сами по себе они еще не обеспечивают надежность процесса выживания, ибо обусловленность, не есть свобода созидания жизни.
Появляется термин "любвиологические отношения" (В.В. Ярост) - это ничем необусловленная забота о духовном и физическом благополучии, о расцвете другого человека. И тогда любовь - это великий стимулятор жизни, который вызывает обновление, прилив человеческих сил. Будучи, направленными на преодоление препятствий с жизненного пути любимого человека, они приводят к нестандартным решениям и даже к жертвенности в чрезвычайной ситуации. Только свобода жизнеутверждающих принципов питает логику истинной любви в личной жизни человека.
Общественная практика любвиологических отношений в истории человечества всегда выражалась в формах милосердия, как забота о беспомощных, заблудших, страждущих, больных и раненых со стороны профессионалов, религиозных групп и частных лиц, особенно женщин. Мать-монахиня, сестра и брат милосердия, кормилица - эти люди всегда обладали особыми морально-психологическими качествами. Замечено, что они менее всего подвержены влиянию житейских помех при проявлении любви и заботы о ближнем. Значит, Любовь действительно является источником жизненных сил и гармонии человека с миром!?

Любовь и выживание

В жизненной философии народа и в повседневной жизни человека средством выживания и в традиционном, и в новом понимании, всегда является - любовь.
Любовь - это весьма благородное состояние души у одних и спекуляция, шарлатанство у других. Как в личной, так и в общественной практике надо уметь отличать истинное проявление любви и заботы, от логичного действия, умения вести себя соответствующим образом в определенной ситуации.
В средствах культуры и массовой информации, на книжных развалах, в газетных киосках агрессивно и открыто демонстрируется насилие, бездуховность, безнравственность, гламурностью и блеском звёзд прикрывая постыдность существования. Кто поможет человеку выработать нравственный "иммунитет" выживания?
Сегодняшние подростки бравируют сексуально развращёнными взглядами и тайно в душе тоскуют по нежной и всё поглощающей любви. Девочка и мальчик, не испытавшие в семейной жизни полноты любвиологических отношений, кидаются в объятья друг к другу. Неосознанно блуждают в поисках человеческого тепла, попадают к соблазняющим их проходимцам и находят только разочарование в жизни. Здесь начинается уход человека от реальности в самые разные зависимости и усугубляется демографическая проблема человечества.
Взрослые, заметим, в недавнем прошлом дети, пытаются компенсировать дефицит удовлетворённости "shoping"ом и модой на изощрённое потребительство или неистребимое рвение к жизнеустройству. Дойдя до черты терпения, для разрядки погружаются во все грехи тяжкие и невообразимые похождения, якобы на время, но часто не успевают засечь то самое время и остановиться. От перекосов разрушается целость человеческого существа, семья - от конфликтов, жизнь сообщества - от перегрева нечеловеческих усилий.
Старики в урбанистических условиях не становятся пророками, их не производят в аксакалы. Имея от природы достаточно большой запас лет, истощают душевные силы агрессией в адрес молодёжи и завистью к своим собственным детям, поэтому тратят довольно большой отрезок жизненного пути на лечение физических болезней от последствий нездоровья души, чем укорачивают свою жизнь.
Разрушение и тлен в самом человеке. Тепло человеческой любви купить невозможно, нельзя и выбить как искру силой, его может породить только собственная душа и нежной энергией согреть, наполнить все существование человека, распространить на окружающих и продлить жизнь на Земле, а может и во Вселенной. Одни черпают силы в любви к Господу, другие в любви к людям, третьи в любви к себе. Выигрывает жизнь, ибо только она есть главная ценность и длиться столько, сколько человек заслужил любви в жизни, даже и после ухода из её видимого пространства.

Выживать, значит вскрывать резервы

Мы видим, что, так и не ликвидированное в советское время, противоречие между городом и деревней, привело к агрессивному поглощению мегаполисом сельского населения, то есть к урбанизации населения, к разрушению семьи в традиционном понимании этого слова. Взрослому человеку стал не нужен ребёнок как помощник в хозяйстве, он стал дополнительной нагрузкой в жизни. И зазвучал как социально - экономический и политический вопрос - борьба за продолжение рода человеческого, за выживание. Создаются государственные демографические программы, объявляются общественные акции, покупается материнство, но человека, живущего сегодня, этим не вдохновить на счастливую полнокровную жизнь. Он хорошо информирован о жизненных катаклизмах. Слышит об экологических катастрофах, понимает, что увеличиваются масштабы природных бедствий, видит, как погружается в агрессию социально - психологическое состояние человечества.

И всё же сегодня нельзя рассматривать процесс выживания только как сохранение жизни человека в неблагоприятных условиях. Для понимания современного состояния этого процесса необходимо видеть как утрату, так и обретение новых возможностей для человека. (В.В.Ярост)
Во-первых, мы можем предположить: если от космического и до клеточного уровней жизни происходят разрушительные процессы, значит, за этим могут последовать и закономерные решения проблемы, которые пока еще находятся за пределами нашего сознания. Если человек сумеет осознать, охватить Разумом эти Законы Жизни и выстроить перспективы своего бытия, сообразно этим Законам, то он станет источником Жизни и Гармонии, а если нет, то окажется снесённым к обочине, сбитым с ног жизненным потоком. Значит надо барахтаться, стремиться в жизненное русло и делать бесконечное количество попыток, чтобы попасть в закономерные связи, постичь причины и следствия.
Во-вторых, мы должны быть уверенны: если в окружающей человека среде и в самом человеке возникают разрушительные процессы, то это идет распад традиционных, отживших, уже неактуальных форм жизни и связей. За этим должно следовать обновление, актуализация более продуктивных направлений и рождение жизнеспособных форм.
В-третьих, надо утверждать, что любые потери каких-либо жизненных элементов в человеческой системе влекут за собой вскрытие таких возможностей человеческого существа, которые не были востребованы и проявлены ранее. Они как потенциал присутствовали в резерве, и теперь пришло время открыть их для себя и явить миру. Поиск таких возможностей есть единственно достойное занятие для человека в трудной и даже опасной жизненной ситуации.
Значит, за потерями всегда следует не смерть, а жизнь в новом качестве, которое полностью зависит только от нас самих.

Вскрывать резервы не значит потреблять

Во второй половине ХХ столетия человечество поставило на повестку дня проблему выживания. С тех пор в "жизненной философии" начинает усиливаться потребительская позиция человека: страхи множатся, люди пытаются употребить в срочном порядке все блага жизни, "а то "черные дыры", экологические катастрофы, террористы, маньяки, убийцы и болезни поглотят нашу жизнь, и мы не успеем насладиться ею...". В то же время, когда главной проблемой человечества становится проблема "выживания" и высшей ценностью начинает выступать "жизнь", встает вопрос о первопричине - о факторе разрушения, сохранения и развития жизни - это вопрос о "человеческом качестве" (А. Печчеи).
На уровне "философии жизни" констатируется наличие перехода от "техногенной" к "антропогенной" цивилизации, что способствует вскрытию резервов выживания человека и всего человеческого сообщества. В реальной жизни мы можем наблюдать борьбу между технократизмом и гуманизмом в позиции отдельных людей, в системе образования, в культуре.
Технократический подход к жизни - это определение достижений техники как ведущего фактора развития жизненных процессов на Земле и в человеческом сообществе.
Гуманистический подход - это признание человека ведущим фактором сохранения, развития и разрушения жизни на Земле.
При этом мы наблюдаем и позитивное, и негативное влияние этих подходов на жизнь человека и социальную реальность. Как технократизм, так и гуманизм, доведенные человеком до абсурда как безудержного потребительства, могут привести к гибели Жизни на Земле.
Принцип "Техника - двигатель прогресса". Развитие физики позволило: вскрыть безграничные силы управляемой энергии (одна лошадиная сила и сила ядерной энергии). Развитие химии и проникновение ее во все области человеческой жизни принесло более благоустроенный образ жизни человека. Всё это действительно увеличило возможности человека в управлении жизненными процессами, но общество, построенное на принципах технической революции, привело и к экологической катастрофе в природе, к авторитаризму человека в его отношении к жизни.
Трудно человеку, вышедшему из техногенной цивилизации найти резервы выживания, ему не хватает знаний о своих возможностях, об условиях, о путях вскрытия резервов. Тогда выдвигается принцип информированности, как принцип выживания, как показатель умножения его жизненных сил. Но это опять приводит его в тупик, ибо именно техническая революция и автократическое общество довели сознание человека до слепой самоуверенности в собственную непогрешимость и до безграничности в потреблении.
Не находя ответа на главный вопрос о способах выживания в современных условиях, общественность склоняется к принципу благосостояния человека. Общество, построенное на этом, казалось бы, гуманитарном принципе, с одной стороны - путь получения человеком жизненных благ, а с другой стороны - это путь к потребительскому обществу, которое целиком зависит от аппетита человека. Человек стремится к результату любыми средствами, он не может поступиться своими принципами, выйти за созданные им же "нормы - рамки", не может принимать мир как данность, он воинственно утверждает истину и социальные отношения строятся на противостоянии людей. Он проявляет эгоцентризм как неспровоцированную агрессивность, стремление к власти над всеми жизненными процессами, возвеличивание "самости", безграничную устремленность к материальному благосостоянию.
И напрашивается очередной вывод: всё это разрушает нравственный потенциал общества, превращая его "в стадо социальных животных" (Анатолий Мартынов). Это не может пробудить общественные силы к обновлению, а лишь усиливает катастрофы.

Потреблять и заботиться

Исследования всемирно известного Римского Клуба свидетельствуют о наличии глобального кризиса бытия и указывают на неисследованные резервы для его преодоления на уровне международных отношений. (А.Печчеи)
Эти правила могут быть перенесены в реальную практику жизни любого человеческого сообщества, любого человека, в любую конкретную жизненную ситуацию как принципы создания жизненно важных отношений. Вот некоторые из них:
– воспроизводство благ и бесконечный рост потребностей - это тупик в развитии человечества?;
– для выживания необходимы разумные запросы и умеренность надежд на их удовлетворение? - это есть условие и результат разумного развития человека, человеческих качеств.
Сохранение этических, общественных и моральных принципов, на которых испокон веков основывалось благополучие человека актуально и сегодня:
отказ от •принципа суверенности? и переход к "принципу взаимозависимости", так как "мы все дышим одним воздухом и пьем из одних и тех же источников";
– никто не выживет в одиночку за счет угроз другим?;
– принцип взаимозависимости должен стать гарантией жизни и развития, как для больших, так и для малых государств;
– чем выше уровень притязаний, чем выше реальный статус государства, тем больший вклад оно должно сделать в общее благополучие?.
Человек может ощутить любовь к себе и к окружающим людям, если он увидит стабильность и предсказуемость в развитии государства, общественной жизни и уверенность в завтрашнем дне. У него появится чувство защищенности и реализованности при наличии реальной заботы государства или общественной группы, выраженной не в принципах и лозунгах, а в повседневной деятельности, на любом уровне государственно-общественной системы. Тогда может проявиться свобода личности и уйдет страх перед завтрашним днем и нравственные отношения могут стать нормой жизни. Поскольку в современной социальной реальности этого нет, и не было в полной мере никогда, значит, каждому человеку нужно надеяться на свои силы и делать все возможное, чтобы не подвело здоровье, чтобы не оказаться в опасной для жизни ситуации, чтобы не остаться одному наедине со своими бедами, тревогами, нищетой. Самое главное, не стать нищим душой, ибо самая страшная трагедия человека - это разочарование в жизни, потеря жизненных интересов. Поэтому нельзя разучиться заботиться о людях, это может удержать на плаву и постоянно украшать собственную жизнь.
•Если взять не можешь, что ты можешь дать? - слова из песни не выкинешь, но что ты получишь в жизни, если не проявишь заботу о ней? •Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь? - услышав об этом принципе, многие сегодня широко раскрывают глаза и, если не решаются возразить, то недоумение на лице скрыть уж никак не могут. А что тут удивительного, ведь главным мерилом становится материальная ценность. А её можно отдать, только предполагая возврат со сторицей. Так рассуждает накопитель, А тот, кто с трудом перебивается в жизни, тому вроде и отдать нечего. Издревле и благотворительность-то была самым доходным делом.
Только забываем мы, что именно на земле русской произрастает милосердие как национальная черта. Оно ведь истекает нежностью и заботой из самой души человека. И причём здесь материальные блага? А неумеренность в материальном потреблении лишь заглушает в человеке душевное начало. Человек, только потребляющий, эгоист. А эгоист никогда не удовлетворит свои потребности до конца и всегда будет несчастен. Тут уж не до милости сердца и заботы о ближнем. А богатый душой всегда готов поделиться, проявить своевременную и ненавязчивую заботу, а тем стать ещё богаче.

Забота о целостности Человека и Мира

В настоящее время актуализируются гуманитарные знания и в жизненной практике всё чаще звучит призыв к гуманизму. При выборе приоритетов среди ценностей мира становится очевидным, что видение Человека в центре мира не несет успеха в выживании и в общественном развитии. Наряду с философской идеей гуманизма возникает философское течение 'Холизм', то есть видение целостности Мира и человека в нем. В политике оно представляется как принцип 'глобализма'. И появляются общественные движения 'антиглобалистов'. Теоретики глобального образования предложили объединить эти два подхода (гуманизм и холизм) и выстроить гармоничные отношения Человека и Мира. 'Если видеть единство Мира, в который помещен человек, и Человека, который живет в изменяющемся мире, тогда аморальным становится любое действие и поступок, разрушающие жизненные процессы в окружающей среде (природные, социальные) и в материально-духовном мире самого человека'. (И.Ю. Алексашина).
Расширяющиеся знания в области естественных наук позволяют раскрыть перед человеком ту истину, что живая и неживая природа, также как и человек, состоят из одних и тех же элементов (химия), развиваются по единым геокосмическим законам (физика) - поэтому человеку нельзя противопоставлять себя природе, возноситься гордыней над биологическим и предметным миром. Так экологические знания раскрывают человеку законы безопасной жизни, воспитывает потребность и способность к борьбе за сохранение Жизни на земле.
Появляется ноосферное образования, где речь идёт об интеллектуальной энергии, которой обмениваются все элементы мира: и животные, и растения, и люди, и материальные продукты человеческого труда и элементы неживой природы. Это помогает человеку отказаться от идеи его превосходства над жизненными процессами в окружающем (предметном и социальном) мире и сформировать представление о целостности мира и человека. В то же время эти знания позволяют человеку осваивать безграничные возможности разрушительных технологий, манипуляции живой и неживой природой, что приводит к разрушению данной целостности. Стало частым использование понятий: «больное общество», «больное сознание», «диагностика», «профилактика», «социотерапия», «арт-терапия», что не совсем точно и полно отражает реальность. Люди начинают видеть только негативные стороны жизни, это ослабляет их оптимистический настрой и оправдывает отчуждение их от естественного процесса развития в реальной созидательной жизнедеятельности.
В наши дни, все чаще человек рассматривается не по частям, а как явление целостное. Это помогает находить пути гармонизации межличностных отношений и отношений к человеку как социоприродному существу. Это приводит к единению людей как субъектов общей жизни по законам Вселенной.
Мир также нельзя рассматривать по частям, нельзя спасти Земной мир в одной точке, не наведя порядок на всей планете. Невозможно создать здоровую семью, если не будет здоров каждый её член. Нельзя помочь ребёнку в решении его проблем, если не позаботиться о его семье в целом. Не приживётся идея об улучшении жизни, если все её участники не проявят заботу. Нужна общая забота каждого и всех людей на Земле вместе.
Мир мыслей, мир чувств и деяния Человека составляют его неповторимый образ жизни, который является частицей общей картины Мира и отражает закономерности его развития. Если чувства человека наполнены Любовью к жизни, действия Заботой об улучшении жизни, то он сумеет войти в Гармонию с миром, познать причины и следствия, изучить закономерности и не войти в противоречие с ними. А мир откроется ему всем богатством красок и возможностей, тогда и препятствия на жизненном пути не будут разрушать, а будут только стимулировать человека к самосовершенствованию, что и послужит созиданию жизненно важных ценностей.

Категория: ОБЩЕСТВО | Добавил: Shaula (12.10.2007) | Автор: Источник не известен
Просмотров: 3315 | Рейтинг: 0.0 |

Copyright MyCorp © 2006
Сайт управляется системой uCoz